Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
Город Закаталы – районный центр одноименного района на северо-западе Азербайджанской Республики, на границе с Грузией и Дагестаном сформировался на основе форштадта, построенной в 1830 году русскими войсками крепости Новые Закаталы, занимавшей площадь 9 га. Ее описание встречается у разных авторов. Как пишет один из них, «добрался я до крепости Новые Закаталы, основанной в 1830 году, возле селения Закаталы... Она находится на небольшом пригорке и имеет в окружности около двух верст. Местоположение довольно выгодно, так что для покорения ее нужна сильная и искусная артиллерия, следовательно, Азиатским войскам, не исключая и Турецких, она неприступна. До 1830 года были тут дома жителей[1].
Историческим центром города, вокруг которого и произошло его формирование, является старая городская площадь и прилегающий парк, расположенный к югу от крепости, как раз под ней. Как пишет С. Сулейманова, среди Закатальского археографического материала имеется арабоязычный документ, где говорится об объявлении свободы невольнику в «мейдану-л-хауриййа» – «платановая площадь» (можно читать также как «мейдану-л-хурриййа» – «площадь свободы»)[2]. Под «платановой площадью» подразумевается, конечно, вышеупомянутая площадь, с правой стороны которой растет знаменитый платан, которому 800 лет[3]. На этой площади проводились заседания Джарского джамаата. Здесь, в платановой роще находилась и мечеть, которая была позже разрушена при советской власти, а построенная в ХIХ веке церковь сохранилась, примыкая к вышеуказанной площади[4]. В этой связи С. Сулейманова замечает, что название платана – популюс – связывают с латинским populus, означающим «народ», «народное собрание», поскольку народные собрания в древнем Риме проводились в платановых рощах. Воспоминания путешественника К. Гана подтверждают наше мнение о том, что старая площадь была известна в свое время как «платановая площадь». Как он пишет, «подъезжая к Закаталам…уже издали виднеются белые зубчатые стены цитадели, господствующей над маленьким городом и окрестностями. Скоро мы въехали в город по широким улицам и остановились в «клубе», стоящем на большой площади в сени высоких платанов и лип»[5].
Интересно, что название платана сохранилось и в местной топонимии. Место, где расположена крепость (над площадью), называлась «Папахъ»[6]. Образовано оно, скорее всего, от пипе (употребляется в языках аварской группы, носители которого проживают на левобережье Алазани) – т.е. «кавказский платан, чинара»[7] (с конечным «-хъ», означающим расположение «у» чего-либо).
Таким образом, основание города Закаталы непосредственно связано с оккупацией царскими войсками Джарской республики в 1830-м году, во время управления Кавказом графом Паскевичем, и постройкой крепости «на месте кладбища разоренного аула»[8]. 28 февраля того года «фельдмаршал князь Паскевич признал необходимым занять часть сел. Джары и на этом месте построить крепость. И так часть Джары была разорена и положено основание крепости, получившей название Новые Закаталы»[9]. Три раза аварцы пытались вытеснить царские войска из занятого ими пункта, и все три попытки окончились не в их пользу. Первая из них была сделана под началом Имама Хамзат-бека в 1830 году, когда еще крепость не была полностью окончена. Вторая – под начальством Имама Шамиля в 1853 г. и третья – в 1863 году, под началом Занки-апанди из Джара и Муртуз-хаджи из Цалбана.
С более подробным описанием самой закладки крепости можно ознакомиться в «Кавказской войне» В. Потто. «На следующий день, 28 февраля Ширванский полк, шесть рот сорок первого егерского, две роты кавказских саперов, три сотни казаков и десять орудий заняли Закаталы. Вслед за ним въехал фельдмаршал и, лично ознакомившись с местностью, приказал поставить в Джарском ущелье крепость, которая могла бы держать в повиновении жителей и ограждать наши границы от вторжения хищных лезгин. К постройке ее приступили немедленно; дома и сады джарских жителей, входившие в черту крепостной эспланады, были куплены казной за высокую цену… (сведения процитированного выше автора опровергают данные В. Потто о выкупе усадеб джарцев – Ш.Х.) Окрестные леса также были вырублены, и вековые громадные чинары пошли на устройство деревянных оград»[10].
Выбор именно этого места для закладки крепости объяснялся несколькими причинами. Во-первых, как пишут русские источники, «укрепление Новые Закаталы…, у селения Зака-талы, от которого и получило свое название, запирает выход из ущелья того же имени»[11]. Во-вторых, строительство крепости именно в этом месте позволяло контролировать наиболее многочисленный и влиятельный на левобережье Алазани Джарский джамаат (1260 дворов до завоевания царскими войсками[12], т. е. не менее 8 тысяч населения). Кроме того, Джар имел как естественные («местоположение селений Чары и в особенности Закаталы, которое занимает верхнюю часть Чарского ущелья, чрезвычайно затруднительное по причине густых садов и каменных заборов, наполняющих все ущелье, по обеим сторонам коего горы крупныя, покрытыя лесом») так и искусственные («сверх сего Закаталы отделены от Чары укреплением каменным»[13]) укрепления. Завоеватель сталкивался с крупным укрепленным районом, который очень сложно было взять, поскольку каждый дом, окруженный каменной стеной, представлял собой маленькую крепость. К примеру, отряду генерала Гулякова в январе 1804 г. пришлось для покорения Джар направиться «по дороге, называемой закатало, идущей выше местечка Джары, и по обеим сторонам коей были построены дома и расположены обширные сады Лезгин, огражденные заборами»[14]. В этом лабиринте из садов, домов-крепостей и высоких каменных заборов был разбит не один отряд завоевателей.
Важно отметить, что до строительства Закатальской крепости в 1830-м году, верхняя часть Джара была известна как Закатала (джарцы и сейчас называют верхнюю часть своего села Закатала), а нижняя часть города, где находилась мечеть в платановой роще, называлась Джар-базар (местное аварское население называет город ЧIар-базар[15]). Как писал А.Р. Махмудов, «город Закаталы надо отличать от селения Верхний Джар в нескольких километрах от города. Окрестные аварцы называют Закаталами именно селений Верхний Джар, а город называют: Чар-базар»[16]. Известно, что в Чар-базаре в ХVII веке, наряду с аварцами, жили и грузины, но впоследствии в результате джаро-кахетинских войн они вынуждены были уйти в Инисел (небольшой округ на левобережье Алазани вокруг села Алиабад Закатальского района) и Кизики (правобережье низовий Алазани)[17].
Пока, что первое письменное упоминание топонима («крепость Закалтала», в письме джарского кади Муртазали своему сыну Мухаммаду) можно датировать 1738 г.[18]. Закатала упоминается и в тексте «Хроники войн Джара» в связи с событиями 1741 г.[19] Это название в ХVIII веке было известно и грузинам. Так, например, Иоанн Багратиони в «Описании селений Картли и Кахетии», составленном в 1794–99 гг., при указании населенных пунктов «Енисели» упоминает «Закатала» (верхняя часть современного Джара) и «Патара Чари» («Малый Чари»; локализация неясна)[20].
В рукописи ХIX века, автором которой, предположительно, является Халид Ритлябский, дается следующее объяснение названия Закатала. «Что касается происхождения названия Закатала, то здесь дело в том, что первым, кто оживил закатальскую землю, был мужчина по имени Зака. Он создал, таким образом, поляну (тала), которую и стали называть затем «поляна Зака» – Закатала»[21]. Нужно сказать, что арабское по происхождению имя Заки («чистый, праведный»; вариант Занки?), было распространено до недавнего времени среди джарских аварцев. Таким образом, данная этимология топонима «Закатала» не лишена логики. Эти данные подтверждаются и другим источником – местной хроникой ХVIII в.[22]
В этой связи утверждения некоторых исследователей о том, что населенный пункт «старая Закатала», находящийся ныне в составе селения Джар, был основан в XVII в., мигрировавшими из Дагестана цахурами[23], которые и дали ему название, выглядят не больше чем плодом фантазий, основанных только лишь на внешней схожести двух названий. Авторы времен Российской Империи в угоду политической конъюнктуре, как и все другие факты из истории этого края, так и этимологию этого топонима использовали для утверждения идеи пришлости аварцев в Закатальском округе. Согласно этой версии, этимология топонима объясняется как «селение Захара, ибо по преданию, первый здесь поселившийся был Грузин по имени Захар»[24]. Данная этимология перекочевала в дальнейшем и во многие официальные издания Российской Империи[25], но в современных, обобщающих, трудах по топонимике, данная версия сочтена «неудовлетворительной»[26].
В 1830-м году, во время оккупации данного региона войсками Российского империи, значительная часть местных аварцев вынуждена была эмигрировать в Дагестан или Османскую империю. «Во время восстания 1830 года сс. Джары, Закаталы и Каписдара были уничтожены и население их перешло отчасти на хутора, называемые Таначи, частью рассеялось по разным деревням или бежало в Дагестан»[27]. Царское правительство разрешило джарцам возвратиться и снова застроить Джар только в 1838 г.[28] Имеются данные об эмиграции джарцев, в частности, в Турцию – анатолийский город Токат, который в середине ХIХ века состоял из 6000 домов, из коих 1800 армянских. Согласно источнику, здесь в ото период жили и около семейств джарских аварцев, «из которых большая часть прибыла сюда вместе с Закатальским ханом (? – Ш.Х.), бежавшим из Джаро-Белоканской области, после взятия Ртищевым Новых Закатал, и получавшим от Порты по 4000 пиастров (240 р. с.) в месяц»[29].
Форштадту, образовавшемуся при крепости Новые Закаталы вокруг этой площади, был дан статус города в 1851 году. «Высочайшим указом» от 4 июля 1851 г. повелевалось «форштадт или местечко Закаталы возвести на степень города». В момент преобразования его в город в нем жило всего лишь 126 душ обоего пола[30]. К моменту окончания Кавказской войны или ликвидации Имамата в 1859 г. численность населения в Закаталах изменилась мало (387 жителей), а позже – даже уменьшилось (в 1861 г. – 324 жителя)[31]. Однако в дальнейшем население города все-таки постепенно начало расти. По данным 1886 г., в городе проживало 1231 жителей: аварцев – 493, армян – 510, русских – 167, мугалов – 25, грузин – 20. К 1897 году в Закаталах уже жило 3009 жителей. В ходе войн и междоусобиц начала ХХ в. население города сократилось за счет оттока армянского и русского населения – в 1920 г. в здесь жило 2572 человека. Однако вскоре снова начало расти и уже к 1939 г. достигло 8 710 жителей. После стремительного роста в 1930-е годы, темпы его замедлились и к 1956 г. здесь было 9 100 жителей[32]. По переписи 1959 г. в Закатале жило 10 250 человек, 1970 г. – 13 377 чел., 1979 – 16 143 чел. На данный момент численность населения города достигла 20-ти тысяч.
Г. Ибрагимов указывает, что на 1 января 1974 г. из общего населения 16 500 человек 4 125 составляли цахуры[33]. Однако, по последним данным, а точнее – согласно официальной информации, предоставленной районным статкомитетом, в Закаталах из 20 000 жителей цахурами являются 2 000 жителей, или 10 %[34]. Большинство цахур, живущих в городе, являются выходцами из села Мишлеш Рутульского района, что видно из факта распространения у большинства городских цахур мишлешского говора[35]. Последний является общепринятой формой внутрицахурского общения, хотя значительное распространение среди городских цахур даже при общении со своими единоплеменниками получил азербайджанский язык. В городе также живет несколько сотен ингилойцев, четверть из которых – не образовавшие семей и живущие в городе отдельно и работающие здесь[36].
В городе живут следующие азербайджанские общины: шекинцев – около 1 500 человек, терекемейцев (азербайджанцев из Грузии) – около 1 100, нахичеванцев – до 1 тысячи, выходцев из Ирана – около 400, карабахцев – около 200, гянджинцев и жителей окрестных районов – 200. Всего азербайджанцев в городе около 5 тысяч человек. Наряду с ними в городе также около 3 тысяч человек разных национальностей (в основном аварцы и цахуры) имеют азербайджанское самосознание и азербайджанский язык в качестве основного и подчас единственного средства общения. В городе также живут около 400 ингилойцев (грузин-мусульман). Аварцев после укрупнения в 2010 г. в городе живет немногим более 10 тысяч человек, а общая численность населения города составляет 20 тысяч жителей.
При анализе, например, этнического состава, проживающего на Джарской улице города Закаталы населения (около 110 человек), выясняется, что около 83% из них являются аварцами, 14% азербайджанцами, около 2% - русскими и около 1% - цахурами. При аналогичном анализе населения, проживающего по улице имени Мамедгулузаде (немногим более 210 человек) доля аварцев составляет почти 53%, азербайджанцев – 37%, цахур – 5%, грузин – 2,5%, лакцев – 1,5% и лезгин – 1%.
На этническую ситуацию в городе повлияло и укрупнение Закатал за счет прилегающих аварских селений, что повлекло за собой увеличение доли аварского населения в городе. Наряду с этими территориями согласно указу президента АР Ильхама Алиева от 22 июня 2010 г. к Закаталам был присоединен и располагавшийся на западной окраине города поселок. Населенный пункт, который среди местного населения получил название Чайдиб (авар. «в папоротниках»), был ликвидирован, а его территория и соответственно проживающее на ней население были причислены к городу.
Изначально, при придании Закаталам городского статуса и далее города вплоть до начала ХХ века, его главной улицей была Белоканская[37]. Начиналась она с так называемых «Билкан-каву» (авар. «Белоканские ворота») и тянулась вдоль платановой площади и почти до речки Цилбан-ор. В советское время Белоканская улица была названа Коммунистической, а сейчас она является частью Азербайджанского проспекта. В восприятии закатальских старожилов исторически город ограничивается: с севера – крепостью, с востока – парком имени Ленина (сейчас Гейдара Алиева) и речкой Цилбан-ор, с востока и юго-востока – улицами Демешко и Комсомольской (сейчас проспект Гейдара Алиева), а с юга и юго-запада – памятником Севиль Газиевой, находящимся на пересечении улиц Коммунистической и Кирова (сейчас проспект Гейдара Алиева и улица Деде Коркуда, соответсвенно).
В этих границах город пребывал вплоть до конца ХIХ в., когда он начал стремительно расти в основном за счет переезда сюда армян из Нахичевани, в основном с территории современного Ордубадского района. Он занял территории сел. Чукак, Тлебел-уба. В черту города вошли населенные первоначально аварцами кварталы Чукака – Кацарал-уба, Гаргаразул-уба, Тушиязул-уба, Мусаалиязул-уба и т. д. Следует отметить наличие в черте города родовых кладбищ аварских тухумов, к примеру фамилии Кацарал близ современного здания прокуратуры, на месте которого находились принадлежавшие им строения.
И в дальнейшем рост города происходил и, скорее всего будет происходить, за счет окружающих город аварских селений, т.е. их постепенного присоединения к городу и уплотнительной застройки.
Ссылки: [1] Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область // Русский вестник. 1841. С. 551. [2] Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы // Азербайджан в мире. Баку, 2006. № 4. С. 132. [3] Гаджиев В.Д., Алекперов Х.М., Эфендиев М.Р., Мустафаева Р.К. Закатальский заповедник. М., 1985. С. 121. [4] Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы (историко-этнографическое исследование) // Азербайджан и азербайджанцы в мире. Баку, 2009. № 2. С. 65, 73. [5] Ган К.Ф. Путешествие в Кахетию и Дагестан // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1902. Вып. 31. Ч. 2. С. 56. [6] В 1830 г. всех джарцев выселили на плоскость, а жителей этого квартала Джара в хутор Папахъ-уба, ныне часть крупного аварского селения Динчи на левом берегу Алазани. [7] Халилов М.Ш. Бежтинско-русский словарь. Махачкала, 1995. С. 219. [8] Берзенов Н. Краткий исторический и географический указатель достопримечательных местностей по Кахетии, Закатальскому округу и частию по Бакинской и Тифлисской губерниям. Тифлис, 1864. С. 18. [9] Посербский А. Очерк Закатальского округа // Кавказский календарь на 1866 г. Тифлис, 1865. С. 24. [10] Потто В.А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. I. С. 71. [11] Доливо-Добровольский. Экспедиция 1850-го года на лезгинской линии / Перевод с французского П. Волховского // Кавказский сборник. Тифлис, 1883. Т. VII. С. 615. [12] Коцебу М.А. Сведения о джарских владениях. 1826 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы / Под ред. М.О. Косвена и Х.-М. Хашаева. М., 1958. С. 254. [13] Там же. С. 262. [14] Хицунов П. Сооружение памятника Генерал-майору Гулякову в Закаталах и его биография // Кавказский календарь на 1850 г. Тифлис, 1849. Отд. III. С. 106. [15] Саидова П.А. Закатальский диалект аварского языка… С. 16. [16] Махмудов А.Р. Краткий грамматический очерк закатальского диалекта аварского языка (фонетика, морфология, тексты с комментариями) // Рукописный фонд ИЯЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Д. 56. Л. 4. [17]ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. ХIадур гьабуна Т.М. Айтберовас. – МахIачхъала, 1996. – Гь. 19 (на аварском языке). [18] Айтберов Т.М. Закавказские аварцы (VIII – начало ХVIII вв.). Махачкала, 2000. Ч. I. С. 179. [19] Хроника войн Джара в ХVIII столетии / Пер. П.К. Жузе, прим. Е.А. Пахомов, пред. В. Хулуфлу. Баку, 1931. С. 33. [20] Иоанн Багратиони. Описание Картли и Кахети. Изд. Т. П.Енукидзе и Г.В. Бедошвили. Тбилиси, 1986. С. 72 (на грузинском яз.). [21] Айтберов Т.М. Закавказские аварцы… С. 151. [22] ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. Гь. 17. [23] Azərbaycan toponimlərinin ensiklopedik lüğəti. Bakı, 2007. IIcild. S. 290 (на азербайджанском яз.). [24] Хицунов П. Указ. раб. С. 106; Зубарев Д. Указ. раб. С. 555. [25] Семенов А. Географо-статистический словарь Российской империи. СПб., 1863–1885. Т. II. С. 250. [26] Никонов В.А. Краткий топонимический словарь. М., 1966. С. 143. [27] Фон-Климан Ф. Война на Восточном Кавказе с 1829 по 1834 год в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Тифлис, 1896. Том ХVII. С. 325. [28] ЦГИА Грузинской Республики. Ф. 236. Оп. 2. Д. 4. Л. 11–19. [29] Путевой журнал Е.И. Чирикова, русского комиссара-посредника по турецко-персидскому разграничению 1849–1852. СПб, 1875. С. 27. [30] Посербский А. Указ. раб. С. 32–33. [31] Ҹавадова З.Ə. Шимал-Гəрби Азəрбајҹан. Бакы, 1999. С. 52 (на азербайджанском яз.). [32] Советский Азербайджан / Под ред. М.М. Алиева. Баку, 1958. С. 310. [33] Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык. М., 1990. С. 3. [34] Clifton J.M., Tiessen C., Deckinga G., Lucht L. The sociolinguistic situation of the tsakhur of Azerbaijan // SIL International, 2005. P. 6 (на английском яз.). [35] Ибрагимов Г.Х. Указ. раб. С. 19.[36] Clifton J.M., Tiessen C., Deckinga G., Mak J. The sociolinguistic situation of the inghiloy of Azerbaijan // SIL International, 2005. P. 6
Автор: Шахбан Хапизов