Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад:  |  |
Главная » Общество » Этнодемографический очерк Белоканского района

Этнодемографический очерк Белоканского района

Этнодемографический очерк  Белоканского районаБелоканский район Азербайджанской Республики (АР) расположен между рекой Алазани на юге и Главным Кавказским хребтом на севере. С востока по реке Катех к району примыкает Закатальский район Азербайджана, а с запада – Лагодехский район Грузии. Площадь района составляет 924,87 кв. км, из которых 165,6 заняты Закатальским заповедником. Из общей территории района 46,4 тыс. га составляют леса и 5,8 тыс. га  – сады. Вся северная часть района покрыта лесистыми горными отрогами Большого Кавказского хребта. 65% территории района входит в зону субтропиков.

Как административная единица Белоканский район был образован 8 августа

1930 г. в ходе разукрупнения Закатальского округа АзССР. В 1963 г. район был ликвидирован, с одновременной передачей территории в состав Закатальского района, но в 1965 г. был снова восстановлен. С тех пор в статусе района изменений не было. Райцентр – город Белоканы – до 1954 г. имел статус селения, после  – поселка городского типа, а в 1968 г. получил статус города. Расстояние от него до Баку 394 км.

По последним официальным данным в 59 населенных пунктах района (1 город – Белоканы, 1 – рабочий поселок Кабахчолиб и 57 селений) сосредоточено 20803 хозяйства. В районе находится 20 представительств исполнительной власти и 24 баладията (земельных комитета). Из 87644 жителей района, в городах и поселках городского типа живут 10461(12%) человек, в сельских населенных пунктах – 77183 (88%). Половой состав населения района: мужчин – 42245 (48,2%) и женщин – 45399 (51,8%). Кроме местного населения на территории района проживает также около 350 беженцев из Армении и Карабаха. Плотность населения Белоканского района – 95 чел. на 1 кв. км.

 

Таблица 1. Численность населения Белоканского района Азербайджана, 2007 г.

Рассчитано на основе официальных данных и оценок автора.

На численность и половозрастную структуру населения района повлияло участие жителей района в различных войнах. Самые крупные потери населения были связаны с военными действиями в ХIХ в. Так, только в

1803 г. в ходе сражения и при разрушении Белокан царскими войсками было убито более 500 аварцев [2]. Во Второй мировой войне на фронт ушло 6882 жителя, из них погибли на полях сражений 2315 белоканца. На Карабахском фронте в начале 1990-х гг. погибли 152 белоканца, 82 жителя района вернулись оттуда инвалидами [1].

В районе проживают представители 14 народов. По итогам переписи 1999 г. азербайджанцев в районе насчитывается – 56674 (67,7%), аварцев – 24415 (29,2%), грузин – 1731 (2,1%), русских – 237, лезгин – 219, турок-месхетинцев – 43, татар – 39, украинцев – 34, а также представители других этносов (курды, лакцы, фарсы и другие) – 337. Всего в районе проживало 83 732 жителей [37].  

По последней переписи 2009 г., результаты которой по Белоканскому району опубликованы на официальном сайте администрации района, численность населения в нем составила 89 406 человек. Процент азербайджанского населения повысился при одновременном уменьшении аварского. Азербайджанцев согласно переписи-2009 в районе 61 170 человек (68,4%), аварцев – 25 370 (28,4%), грузин – 23, а ингилойцев (местный грузинский субэтнос) – 2 145 (2,4%), в районе также насчитали 226 «фарсов» (ираноязычные цыгане) [38]. Однако эти данные не соответствуют реальности, что мы постараемся показать ниже.

Коренное население данного региона представлено аварцами, которые упоминаются Плинием под именами лпинов и сильвов еще в I века н.э.: "...С другой стороны, начиная от границ Албании, по всему челу гор (живут) дикие племена сильвов, а ниже лупении – затем дидуры и соды (... ruzsus ab Albaniae confinio tota monfium fronte gentes Silvorum ferae et infra Lupeniorum (Lubienorum) mox Diduri et Sodi)" [33, р.28]. Вообще аварское население Цора (Алазанской долины) по своему происхождению в основном делится на две группы – в прошлом племена, которые сейчас у аварцев называются "лъебелал" (тлебелы) и "хьванал" (хваны). Следы этих пелмен прослеживаются в преданиях, топонимике  и языковых особенностях разных групп аварцев Цора и т.д. С тлебелами, скорее всего, следует идентифицировать племя лпинов. О возможности такого отождествления утверждает М.С. Гаджиев – автор специального исследования, посвященного истории, локализации и этнической принадлежности лпинов [6]. Этот автор указывает на связь аварских этнонимов гьалби, гьалбал и лъебел с этнонимом лпины, "учитывая их географическую близость при предложенной локализации, тесные и древние горно-равнинные хозяйственные и иные контакты, древний аварский топонимический пласт в долине Алазани" [6]. Переход "лъебел" – "лпин" вполне объясним, при допущении, что конечная "н" или "ни"  – часто встречаемый суффикс места в аварской топонимике (к примеру: Балахьуни, Рихьуни, ГьаракIуни и т.д.). "Этот этноним в древнеармянских источниках имеет форму "лбин" и "лпин". По мнению ряда исследователей "лбины" жили на левобережье реки Алазань – в Албании… Однако этническая принадлежность лбин до сих пор не определена. По нашему мнению, носителями этого этнонима являлись предки части современных аварцев северо-западного Азербайджана, а этноним лбин следует считать фонетической разновидностью этнонима hалби, которым аварцы именуются среди некоторых соседних народов Дагестанской АССР. Следует учесть, что этнонимы лбуен, лбин, лпин и hалби – это инонаименования в различных языковых передачах, и нам неизвестно, как звучал этот этноним среди его носителей. Кроме того, во-первых, лбины, как сказано выше, обитали в долине реки Алазань, там, где и в настоящее время живут аварцы..." [7, с. 84-85].

Второе племы, участвовавшее в формировании современных аварцев Цора – это "хьваны" или бежтинцы, известные в античных источниках как "цIилбал", т.е. "цилбы". Опять же процитируем Г. Гейбуллаева: "Племя силв упоминает Плиний (I в.). По его сообщению "силвы живут за пределами Албании по всему челу гор". Однако, судя по древнеармянским источникам, силвы входили в число албанских племен. В этих источниках данный этноним зафиксирован в различных фонетических формах: шилб, шил (вариант шиб) и чилб. Что касается этнической принадлежности носителей этого этнонима, то, по-нашему мнению, их следует считать предками части современных аварцев. Это мнение подтверждается тем, что чечены и ингуши называют аварцев Южного Дагестана сули или соли, а точнее население верховьев реки Андийского Койсу называют "сулийн мохк"  – "земли страны сули". Жители одного из аварских обществ в Дагестане назывались Сул. С ними, по мнению В.И. Абаева, следует связывать осетинское солу – аварцы. Таким образом, силв, солу, сули, сул следует считать фонетическим вариантом одного этнонима, правильная форма которого, по нашим полевым данным, собранным среди аварцев северо-западного Азербайджана – это цилб" [7, с. 84]. В связи с высказыванием Гейбуллаева следует учесть и то, что арчинцы, живущие в Чародинском районе Дагестана, джарских аварцев называют "цилиш-тту" [14, с. 204]. "Тту"  – есть показатель множественного числа, а "цилиш"  – корень названия, аналогия которого с сильвами и "цилбом" Гейбулаева очевидна.

На наш взгляд, в одном ряду со многими другими топонимами, этимологизируемыми из "цилбского" (из которого возможно произошли современные бежтинский, гунзибский и гинухский языки), можно поставить и название "Алазани". В бежтинском языке "алазан" означает озеро, в родственных гинухском (гIалазан), в цезском (гIалзан), в асахском диалекте (гIалазан) [27, c.105]. М.Халилов полагает, что эти слова образовались от названия реки Алазани [26, c.77], однако нельзя исключать и обратного, по примеру образования названия реки Алазани в закатальском диалекте аварского языка (рахьад – т.е. "море").

С. Сулейманова, ссылаясь на исследования Г. Гейбуллаева, Ю. Юсифова, Н. Марра, Н. Трубецкого и У. ехерта, также приходит к выводу, что лпины и сильвы (halbi, solu) являлись предками аварцев Алазанской долины [36, s.59]. Правда "ихоельцев" средневековых источников, упоминаемых вместе с дидойцами, С. Сулейманова там же отождествляет с предками ингилойцев, тогда как на наш взгляд более уместно увязывать их с тушинами, называемыми в Цунтинском и Тляратинском районах "ихал".

Подводя итог некоторым отсылкам в историческое прошлое, нельзя не согласиться с выводом Г.Гейбуллаева, что "предки современных аварцев – силвы, лубены (лбины) являлись коренными кавказоязычными племенами Кавказской Албании" [7, с.85]. В вопросах локализации этих двух племен исследователи не пришли пока еще к единому мнению. Однако общепринято, что лпины жили ниже по течению реки Алазани, а сильвы в верховьях этой реки. С.Т. Еремян локализуя лпинов в долине реки Алазани, помещает чилбов (сильвов) – к северу от них, вплоть до долины реки Тушетская Алазани [9, с. 137].

Соответственно, нельзя никак согласиться с мнением, насаждавшимся со времен Российской империи, что аварцы являются в этой зоне пришлым элементом. Абсурдными в этой связи выглядят утверждения, подобные нижеприведенному: "в условиях крайнего малоземелья в Хунзахе, как и вообще в горном Дагестане, аварцы еще в XVIII веке стали переселяться в соседний Северный Азербайджан. На новом месте аварцы…" [8].

Можно предположить, что белоканские аварцы в основной массе представлены потомками лпинов. По крайне мере самые крупные, коренные тухумы – роды Белокан: ХIалажал, Горгиял и ГьарагIалилал имели общее название – "лъебелал", а старая часть Белокан, в которой они были расселены, располагалась на правом берегу реки Билкан-ор. Напротив, через реку Билкан-ор, чуть выше по течению, располагалось древнее селение Цалбан, название которого наводит на мысль о возможности аналогии с названием племени "сильвов". Кроме коренного аварского населения в Белоканском районе живут и представители аварских родов, образовавшихся в результате переселения из Дагестана. В большинстве селений выходцы из Дагестана составляют не более 10% жителей, однако в одном селении (Мазумкарануб) они образуют большинство. Данное селение до 1740-х гг. было населено также джарскими аварцами, но оказалось опустошенным в результате нашествия Надир-шаха [5, с.115-118]. В конце ХIХ в. оно снова было заселено в основном выходцами из аварских сел Салда и Чорода [16, с.27]. В массе своей мигранты из Дагестана были представлены выходцами из Тляратинского и Чародинского районов, наряду с которыми в незначительном количестве в районе осели и потомки уроженцев Ахвахского и Лакского районов, а также цудахарцы, хаджалмахинцы и акушинцы.

Одновременно надо учитывать, что миграция аварцев была обоюдонаправленной. Во время нашествия Надир-шаха и других завоевателей, как более раннего так и позднего периода, аварцы из Алазанской долины вынуждены были отходить в укрепленные селения и хутора в Дагестане. Миграция из Белоканского района была отмечена и в ХIХ в. Например, в ходе завоевания царскими войсками Джарской "республики" в

1830 г

. в Дагестан бежало "много белоканцев" [24, с.325]. Факты миграции из Белоканского района в Дагестан подтверждаются многочисленными данными этнографического характера. К примеру, самый многочисленный тухум аварского селения Кусур в Рутульском районе происходит из населенного пункта "Тене-Али" (под таким названием зафиксирован по итогам переписи

1926 г

.) [28, с.347]. В селении Камилух Тляратинского района имеется тухум Габсал (насчитывают более 200 человек), который основан переселенцами из Кабахчолиба. Генеалогия рода позволяет проследить имена своих предков до середины ХVII века (1650-е гг.), когда и произошло переселение [18, с.330].

В результате постоянных войн и неоднократного нашествия орд Надир-шаха, к концу ХVIII в. населенные пункты в Белоканском районе в целях повышения обороноспособности "прижались" к отрогам Главного Кавказского хребта. В то время равнинная часть была в основном занята сезонными хуторами земледельческого и скотоводческого направления. К началу ХIХ в. население современного Белоканского района было сосредоточено в двух "обществах" (Белоканское и Катехское), входивших в состав Джарской "республики". Главным населенным пунктом здесь было селение Белоканы, о котором источники говорят как об одном из самых крупных аварских селений в Алазанской долине ("селение Белоканы – одно из самых крупных у лезгинцев")<!--[if !supportFootnotes]-->[1]<!--[endif]--> [29, с.406]. В Белоканское общество входили селения Билкан, Цалбан, Рехутала и Чедерхев, а в Катехское – Катех, Кабла-уба, Кудабкара и "Тонгуручи" [22, с.324]. К

1817 г. в Билкане фиксируется 900 "семейств" [10, с.282]. В Катехском обществе – более 400 дымов, но в Катехское общество входило также селение Горахажиял, в котором по камеральному описанию

1859 г. числилось 67 дымов [17]. То есть в целом на территории Белоканского района в начале ХIХ в., до покорения царской Россией в

1830 г. насчитывалось около 1400 хозяйств, живущих в 9 населенных пунктах. В ходе подавления

1830 г. царские войска принудительно переселили значительную часть населения на равнину, ближе к реке Алазани. В результате была заново заселена Кабахчолибская зона, но опустела горная часть, в частности исчезли селения Чедерхев и Реху-тала. К примеру, самое крупное селение в Кабахчолибской зоне – Шарип, образовано выходцами из села Реху-тала, Шумбул – из села Буцрах, Рохоб – из села Цилбан и т.д. В дополнение к ним сюда переселились выходцы из Дагестана (из Кахиба в Кех-росу) и из Кварельской зоны (из села Аршиб, ныне Мтисдзири, в Халатала).

По всем имеющимся данным, вплоть до 1863 г., когда было образовано селение Оциязух (Ититала) путем переселения 50 семей из села Алиабад Закатальского района, на территории Белоканского района жили только аварцы. Переселение грузин на территорию Белоканского района было организовано уроженцем Алиабада Иби-кевха, по предварительному предложению ему представителями джарского тухума Оциял (авар. "Быковы") [30]. По имени первопоселенца селение стало также называться и Иби-тала, т.е. "поляна Иби". Название это позже было переделано в письменной форме в "Ититала" (азерб. "собачья поляна") из-за сильного влияния тюркского языка в административном аппарате Закатальского округа, представленного в значительном степени "кавказскими татарами", т.е. азербайджанцами.

После 1830 г. Джарская республика была преобразована в административно-территориальную единицу Российской империи, а территория Белоканского района стала Белоканским наибством, населенным "почти исключительно аварами" [3, с.12]. По данным

1886 г. на территории Белоканского района жило 13272 чел., из которых 97,3% (12910 чел.) – аварцы и 2,7% (362 чел.) – вышеуказанные грузины, переселенцы из Алиабада [21].

Мирные годы второй половины ХIХ в. и примерно полтора десятилетия ХХ в. сопровождались быстрым ростом населения. В этот период наблюдался обратный процесс переселения жителей больших предгорных селений на низменность в свои хутора или развалины старых населенных пунктов. В ходе такого процесса выходцами из аварского села Катех было образовано 9 населенных пунктов, входящих в муниципалитеты Кортала и Пуштатала. Одновременно и белоканцы начали расселяться по своим хуторам, а также сами белоканские кварталы стали разрастаться вширь. Таким образом возникло селение Ханапи, первопоселенцами которого были представители аварского тухума Ханапиял. Последние, наряду с Халажевыми, обладали правом выдвигать руководителей Белоканского общества из своей среды ("Список фамилиям старшин, имеющим право наследственные в пяти главных обществах... 2. В Белоканах две фамилии: Аладжали, Анапеяне") [12, с.258]. Аналогичным образом возникло селение Хетазулросу (авар. "село рыжих), бывшее в прошлом хутором белоканского тухума "ХIетал", т.е. "рыжие". Рядом поселились переселенцы из села Эхеди Тала Закатальского района, образовавшие селение Тулуял. Позже, в 1930-40-х гг. в Тулуял переселились и выходцы из села Лагич Закатальского района, которое на рубеже ХVIII-ХIХ вв. было образовано переселенцами из татского селения Лагич в Исмаиллинском районе [23, с.50]. Они образовали в селении квартал Татазул-уба (азер. "Татлар-оба"). Голод 1930-х гг. репрессии и кровная месть вытолкнули в 1930-50-х гг. значительное количество населения многолюдных селений Баш-Гейнюк и Ашагы-Гейнюк Шекинского района на пропитание в Закатальский округ. Расселившись в некоторых селениях Белоканского района, они способствовали переходу на тюркский язык аварского населения этих населенных пунктов. К таковым относится селение Мачабхим (Сарыбулак), в котором в 1947 г. поселились несколько десятков семей гейнюкцев. В их числе был и нынешний директор института истории НАН АР Якуб Микаил оглы Махмудов, родившийся 10 февраля 1939 г. в селе Баш Гейнюк Шекинского района и закончивший среднюю школу в 1956 г. в селе Сарыбулак Белоканского района.

В 1940-50-е гг. в Белоканском районе появились первые азербайджанские семьи из Грузии – "таркамаял" (терекеменцы). Более массовый поток их в район начался в конце 1960-начале 1970- х гг., в бытность Гейдара Алиева 1-м секретарем КП АзССР. Миграция терекеменцев в район продолжается и по сей день, хотя за последние 2-3 года их поток несколько сократился. Среди терекеменцев сохраняется и родовое деление. Одним из наиболее крупных родов терекеменцев в Белоканском районе являются "караджаловы" или караджалар, основная масса которых прибыла из одноименного селения в Телавском районе. По словам местного краеведа Акифа Мамедли, "караджалар" – это название крупного рода в селениях Толиб и Тулуял, а также "большое тюркское селение в Грузии" [33, s.122]. Во многом из-за "караджалар" перешло на тюркский язык аварское население этих двух крупных селений Белоканского района. Караджалар также живут в муниципалитете Кациб и особенно в небольшом селении Чеэрчиязух (азер. "Гараджа-бина"), в котором они составляют большинство населения. Терекеменская миграция в Рогноб (Казма) также способствовала тюркизации этого населенного пункта. В свою очередь терекеменцы были переселены в Кахети в 1750-х гг. царем Ираклием II. Как отмечает академик А.Гильденштедт, в селах Муганлер, Карагелер, Кепеналчи и Кизилхадгил проживало 250 семей тюркменских татар, "которых царь Ерекле около 20 лет тому назад переселил сюда как колонистов из Муганской степи, где они жили между Арасом и Курой" [11, с.90]. В конце 1980-х начале 1990-х гг. терекеменцы из Сагареджойского района (азер. Гарачоп) начали переселяться в город Белоканы, а также пока еще преимущественно аварские по составу населения муниципалитеты Кациб, Поштбина, а также доприселяться к более ранним мигрантам в муниципалитете Рогноб.

В числе 20 тыс. жителей Белоканского района, азербайджанцев по самосознанию и языку, около 60% являются ассимилированными аварцами; около 25 % – терекеменцами, выходцами из Грузии; от 7 до 10% уроженцами Шекинского района; около 3% – фарсоязычные цыгане; остальные выходцами из различных регионов Азербайджана и Армении.

Теперь несколько слов о названии Белоканы. Коренное аварское население называет город Билкан [20, с.18]. Данное название зафиксировано и в местной хронике ХVIII в. [31, c.17] Наряду с этим иногда встречается и форма "Биликан", как например в следующей исторической записи. "Умер Уммахан в Городе Белоканы (Биликан) в усадьбе Абдуллы – сына Халаджа, в 1215/1800-1801 гг. Похоронен он был также, в Джарском вилаяте" [32, c.40].

Название Билкан, скорее всего, образовалось по схеме, аналогичной с формированием аварского "годекан" – "площадь, место собраний" (в южных диалектах аварского "гудей" – "разговор", "кIан" – "место"). Тогда корневое "били", следует увязать с аварским названием черешни. Дело в том, что в закатальском диалекте аварского языка наблюдаются случаи утраты исконной фарингализации: "багIли" (литературный аварский) "били" (закатальский диалект) "черешня" [4, c.136]. В.Ф. Минорский связывает название села с племенем "бел" гилянского происхождения с суффиксом "-кан" [15, с.33]. Однако коренное население тут аварское, соответственно данная этимология тут вряд ли уместна.

Никакой критики не выдерживают попытки превратить название Белокан в Балакенд (азер. бала "маленький" + кенд "село, деревня"),а тем более тезис о том, что "возникновение в ХI веке названия Балакен (д) ("Маленькое село") следует признать естественным для рассматриваемой зоны, еще в VIII-IХ вв. ставшей местом обитания тюрок и называвшейся в грузинских источниках "Диди Туркоба" [16, с.30-31]. Между тем, восточно-иранский термин кенд – "город, селение" по мнению В.Минорского был перенесен в Закавказье огузами [34, р.78]. Впервые же в Закавказье топоним с компонентом "кенд" (село Котуркенд в равнинном Карабахе) упоминается в источнике ХIV века (Шараф ад-Дин Йезди, сочинение "Зафарнаме"). Идея о наличии тюркоязычного населения в долине Алазани еще в VIII в. настолько нелепа, что не заслуживает даже комментария.

Вышеназванная теория была озвучена в 1970-х гг. Однако "новая азербайджанская наука" в лице директора Института истории Академии наук Азербайджана Якуба Махмудлу считает, что название Билкан "связано с именем огузского полководца Белякана" [13, с.ХIV]. Вслед за ним эту версию без тени сомнения начинают повторять и другие азербайджанские авторы, такие, к примеру, как Акиф Мамедли [32, s.7]. Что интересно, А.Мамедли пишет о раскопанном скифском кургане близ реки Алазани, а далее о том, что Якуб Махмудов раскопал там могилу того самого огузского военоначальника Белакана (???) [32, s.28]. То, что между миграцией на Кавказ этих двух народов прошло около двух тысяч лет, краеведа никак не смущает. Впрочем, "краеведа" утверждающего, что название Сакартвело (Грузия) произошло от названия тюркского (?!) племени саков, слова "ер" (мужчина, на азербайджанском языке) и "вело" (поле, не уточняется правда на каком языке), мало что может смутить [33, s.43].

В принципе, история любого этноса всегда бывает полна противоречивыми суждениями тех, кто её описывает. Поэтому в этом вопросе всегда следует стремиться отделять зерна от плевен, серьезные научные изыскания от профанации и провокационных заявлений.

Литература

1. Административно-территориальное деление Азербайджана (Президентская библиотека). Баку, 2007. 2. АКАК. Т. II, № 1390, Рескрипт Александра I Цицианову от 23 мая

1803 г. 3. Алескеров Ю.Ю. Очерк социально-экономических отношений в Закатальском округе в ХIХ в. (до

1870 г.): Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. к.и.н. М., 1953. 4. Асланов А.М. Азербайджанский язык в орбите языкового взаимодействия (социально-лингвистическое исследование). Баку, 1989. 5. Вахушти. География Грузии (Введ., пер. и примеч. М.Г. Джанашвили) // Записки Кавказского отдела Императорского Русского географического общества. Кн. ХХIV. Вып.5. Тифлис, 1904. 6. Гаджиев М.С. Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принадлежность) // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). Махачкала, 1998. 7. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. Баку, 1986. 8. Гусейн-заде Р. Аварцы в Азербайджане // Журнал "Ирс", Баку, № 30, 2007. 9. Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // ЗИВ АН СССР, т. VII, 1939. 10. Ермолов А.П. Записки: 1798-1826 гг. М., 1991. 11. Иоганн Антон Гильденштедт. Путешествие по Кавказу в 1770-1773 гг. / Комм. и ред. Ю. Карпова. СПб. 2002. 12. Коцебу М.А. Сведения о джарских владениях.

1826 г. // ИГЭД. 13. Махмудлу Якуб. Илисуйское султанство – жемчужина из сокровищницы нашей истории (вступительная статья главного редактора) // Э.М. Летифова. Северо-западный Азербайджан: Илисуйское султанство. Баку, 1999. 14. Микаилов К.Ш. Арчинский язык. Махачкала, 1967. 15. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербента. М., 1963. 16. Молла-заде С.М. Топонимия северных районов Азербайджана. Баку, 1979. 17. Население Закатальского округа по народной переписи 1871 года // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. VI. Тифлис, 1872, Отд. III. 18. Омаров М.М. Анкьракь (Семиземелье). Махачкала, 2006. 19. Саидова П.А. Диалектологический словарь аварского языка. М., 2008. 20. Саидова П.А. Закатальский диалект аварского языка. Махачкала, 2007. 21. Свод статистических данных о населении Закавказского края, извлеченных из посемейных списков

1886 г., издан по распоряжению главноначальствующего гражданской частью на Кавказе Закавказским статистическим комитетом. VIII. Закатальский округ.– Тифлис, 1893. 22. Фон-Климан Ф. Война на Восточном Кавказе с 1829 по 1834 год в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Том ХVII. Тифлис, 1896, С. 325 23. Фон-Плотто А.И. Природа и люди Закатальскаго округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. IV. Тифлис, 1869. 24. Фон-Климан Ф. Война на Восточном Кавказе с 1829 по 1834 год в связи с мюридизмом // Кавказский сборник. Том ХVII. Тифлис, 1896. 25. Хайдарбек Геничутлинский. Историко-биографические и исторические очерки / Пер. с араб. Т.М. Айтберова, вступ. и комм. В.Г. Гаджиева. Махачкала, 1992. 26. Халилов М.Ш. Грузинско-дагестанские языковые контакты. М., 2004. 27. Халилов М.Ш. Цезско-русский словарь. М., 1999. 28. Хапизов Ш.М. Тлейсерух (Кьессер): историко-этнографический очерк. Махачкала, 2008.  29. Хуан Ван-Гален. Два года в России. Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб., 2002. 30. ЦГИА Груз. ССР, ф. 236, оп. 2, д.

4, л. 11-19. 31. ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих. ХIадур гьабуна Т.М. Айтберовас. МахIачхъала, 1996, Гь. 17 (на авар. яз.). 32. AkifMəmmədli. Balakən-Zaqatala bolgesinin tarixinə dair. Baki, 2007. 33. Məmmədli Akif. Balakən-Zaqatala bolgesinin tarixinə dair. Baki, 2007. 34. Minorsky W. Mongol place names in Mycri Kurdistan (Mongolika-4) // Bulleten of the oriental and african studies. ХХ-I. London, 1957. 35. Plinii Naturalis Historia, Liber VI, XI,

London, 1969. 36. Süleymanova S.Ə. Albaniyanın şimal-qerb sərhəd bölgәsi Lpiniya-Ereti // AMEA Tarix Institutu Elmi Əsərləri. 20-ci cild, Bakı, 2007 (на азерб. яз.). 37. Официальный сайт Госкомстата АР www.azstat.org. 38. Официальный сайт администрации Белоканского района www.balakən.az.


[1] В Закавказье горские народы Дагестана исстари именовались общими терминами: "леки", "авары", "лезги", "лезгинцы" и др. В XIX в. эти же народы в обобщенной форме русские отждествляли с "татарами", "чеченами" и др.


Автор: Хапизов Ш.М.

Опубликовал(а): nkaa, 11-04-2013, 19:11. Просмотров: 12134
( Всего голосов: 8 )
1
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:
Написал(а): Лъебелав из группы: Гости, 12 апреля 2013 02:07
есть еще версия на счет имени Белоканы....я слышал что Тляратинцы когда спускались в Белоканы свет увидели и один из них сказал "бегьиля канлъи" свет появился winked может и быть))

Онлайн перевод

аварских слов на русский

и иностранные языки и обратно

Панель управления
авторизироваться через:


Последние комментарии
    Нет комментариев


Оцените работу сайта

Лучший из новостных
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился