Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
На этой неделе стали известны итоги рейтинга «Оценка деятельности глав субъектов Российской Федерации», составленного на основе опроса Фонда «Общественное мнение». Говоря о рейтингах, мы должны учесть, что они зачастую являются ключевым показателем качества работы того или иного политика. Они же говорят наблюдателям о ситуации в том или ином регионе страны или в целом по России.
Не будем забывать, что в любом случае главным показателем успешности работы того иного политика и в первую очередь руководителя субъекта РФ является мнение жителей, проживающих в этом регионе. Потому рейтинг составленный Фондом «Общественное мнение» по результатам опроса жителей регионов нашей страны обретает наибольшую объективность, седи всех опубликованных за последнее время подобного рода оценок. В ходе опроса, проведенного Фондом «Общественное мнение» задавался вопрос – «Как Вы считаете, руководитель вашего региона работает хорошо или плохо?» То есть задается простой и понятный всем вопрос, на который можно было бы дать три ответа – дать положительную оценку работе главы субъекта, отрицательную и не выразить четкого мнения.
Итак, в рейтинге на этот раз учтено 78 субъектов РФ, из числа субъектов СКФО отсутствует только Чечня. Все остальные крупные и экономически развитые регионы страны в опросе фигурируют. Итак, по итогам опроса за март 2013 года безоговорочное первое место занимает и.о. президента Дагестана Рамазан Абдулатипов. Эксперты за основу разницу между положительной и отрицательной оценками работы главы субъекта, которая в Дагестане составила 70,2%. Из общего числа опрошенных дагестанцев 72,2% положительно оценили его деятельность на посту главы субъекта и 1,8% - отрицательно. Еще 26,0% не определились с оценкой деятельности. На втором-третьем месте в рейтинге находятся Кемеровская область и Ямало-Ненецкий АО с 64%. На четвертом месте – Самарская область и на пятом – Татарстан. Из глав субъектов юга России наиболее близкие к Абдулатипову позиции у руководителя Карачаево-Черкесии, который занимает 13-е место. По количеству недовольных деятельностью главы (1,8%), наиболее близко к Дагестану подошла Самарская область, где недовольных – 6,1%. Таких показателей не было ни у одного главы субъекта за последние годы. К примеру, даже у того же главы Чечни Рамзана Кадырова по данным октября – декабря 2012 г. было около 15% недовольных итогами его работы. Если же говорить о Дагестане, то для сравнения укажем, что по итогам декабря 2012 г. у прежнего руководителя Дагестана – Магомедсалама Магомедова имелись следующие результаты. Положительную оценку его работе дали 25,8% опрошенных, отрицательную – 47,0%, не определились с мнением – 27,2%. На тот период в СКФО хуже показатели были только у руководителя Северной Осетии Таймураза Мамсурова, который был на предпоследнем месте по всей России. Магомедсалам Магомедов же по своей популярности занимал 79-место среди 83-ти субъектов Российской Федерации.
Разница здесь очевидна и дальнейшие комментарии по самим рейтингам излишни. Однако нуждаются в пояснении оценки деятельности Рамазана Абдулатипова, данные ему простыми дагестанцами. Так в чем же причина того, что его первые шаги дагестанцы восприняли в исключительно положительном свете? Если говорить о том, что сделано можно конечно долго рассуждать на тему реальных и мнимых достижений первого лица республики, однако все-таки хочется остановиться на основных моментах.
Большое внимание Абдулатиповым было уделено оптимизации структуры власти в республике, направленной на отмену дублирования функций различных ее органов, наблюдавшихся в прошлые годы. Одновременно были приложены большие усилия для сокращения бюджетных затрат на управленческие расходы. В том числе можно озвучить уже памятный случай, когда Рамазан Абдулатипов отреагировал на сигнал о том, что Комитет по ветеринарии Республики 11 марта разместил на официальном сайте государственных закупок информацию об аукционе на поставку двух легковых автомобилей Toyota Camry, цена которых составила 2 миллиона 642 тысячи рублей. И.о. президента дал указание Комитету вместо машин представительского класса купить два отечественных автомобиля марки «Нива», цена которых будет в 3 раза меньше.
Подобные случаи – только видимые всем примеры комплексной программы нового руководства республики по сокращению государственных расходов. Оно столкнулось с тем, что к моменту своего прихода дефицит республиканского бюджета составил исторический максимум, побив все рекорды и достигнув суммы около 10 млрд рублей. В итоге руководству республики пришлось сократить дефицит бюджета, акцентировав внимание на наиболее статьях расходов, наиболее подверженных влиянию коррупционных схем. Это прежде всего материальные затраты на улучшение условий труда чиновников, как-то машины, ремонты зданий и кабинетов, покупку мебели и прочее. В общем, бюджет сокращен на 6,704 миллиарда рублей. В итоге сейчас дефицит бюджета Дагестана на текущий год – 3,463 миллиарда рублей. На сохранение дефицита пришлось пойти, чтобы защитить социальные статьи расходов и реализовать приоритетные проекты по строительству школ, садиков и других социальных объектов. Более того, по сравнению с прошлым годом значительно возросли расходы на увеличение зарплат и социальны выплат, социально-экономическое развитие республики, дорожное строительство и другие приоритетные задачи.
К плюсам Абдулатипова можно причислить оперативное управление и создание целого ряда комплексных программ по развитию экономики, науки и т.д. Для сравнения стоить отметить, что во время предыдущих руководителей, разработка программы социально-экономического развития вместе с ее утверждением длилась около двух лет. Это можно, к примеру, сказать о программе социально-экономического развития РД до 2025 г. Если перейти к фактам, то, к примеру, 18 марта, на совещании врио президента с участием экспертной группы GVA прошла презентация десяти Приоритетных проектов президента РД. В частности: «Эффективное государственное управление»; «Безопасный Дагестан»; «Новая индустриализация»; «Предприниматель – опора Дагестана»; «Диаспора – сила Дагестана»; «Привлечение федеральных инвестиций»; «Антикоррупция»; «Эффективное территориальное развитие»; «Просвещенный Дагестан», «Бренд Нового Дагестана». Также на рассмотрение участников совещания был представлен План правительства Республики Дагестан. Стоит отметить, что одновременно идет разработка еще нескольких программ развития.
Если говорить об инвестициях, привлечение которых занимает часто не меньше года, то и здесь за такой краткий срок можно говорить о реальных проектах, которые могут быть реализованы в ближайшее время. К примеру, автомобильный кластер на базе ОАО «Авиаагрегат». Локализация производства малолитражных, полуторатонных грузовиков китайской марки составит примерно 70 процентов. Это означает, что удастся задействовать в производстве десятки других республиканских предприятий. Причем сегмент рынка, который намерен занять «Авиаагрегат», пока свободен от конкуренции. Для создания условий индивидуальным разработчикам и юридическим лицам в первую очередь будут создаваться технопарки. Кроме того, как известно, готовится промышленная площадка в Тюбе площадью 190 гектаров, где будут созданы условия для доведения проектов до стадии внедрения, с такой степенью готовности, чтобы можно было осваивать их в производствах на предприятиях. Заложен первый камень в строительство новой фабрики в Дагестане. Это проект компании «Нергиз», по строительству текстильного предприятия, которое позволит создать 5 тысяч рабочих мест и в течение 5 лет довести объемы дагестанского экспорта до 500 млн долларов в год.
В целом одобрение дагестанцев вызвала и политика по обновлению управленческих кадров. Обновление правительства составило 67%, за столь краткий период уже сменились главы 4 районов (Кизилюртовский, Ахтынский, Цунтинский, Бежтинский участок). А ведь недавно, даже замена вакантного места министра занимала 2-3 месяца. Так, что людям при желании есть с чем сравнивать. Также проводится масштабная работа по привлечению молодежи в управление республикой, чего раньше не наблюдалось. Нужно одновременно понимать, что с начала работы Абдулатипова прошло очень мало времени, да и работает он пока лишь в статусе временно исполняющего обязанности главы республики, что, конечно же, мешает ему в деле коренного переустройства государственного аппарата и преобразования республики.