Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад:  |  |
Главная » История » Этногенез аварцев Цора (Алазанской долины)

Этногенез аварцев Цора (Алазанской долины)

Башня в Джарском ущелье (1870-е гг.). Фото Кавказского военно-топографического отделаБашня в Джарском ущелье (1870-е гг.). Фото Кавказского военно-топографического отделаКоренное население части Алазанской долины и прилегающих склонов Главного Кавказского хребта упоминается еще в I в. н. э. у Плиния Старшего под именами лпинов и сильвов: «...С другой стороны, начиная от границ Албании, по всему челу гор (живут) дикие племена сильвов, а ниже лупении (лубиении) – затем дидуры и соды (... ruzsus ab Albaniae confinio tota monfium fronte gentes Silvorum ferae et infra Lupeniorum (Lubienorum) mox Diduri et Sodi)»1. Согласно концепции ряда азербайджанских исследователей, «наследниками племен лбинов и сильвов», живших в Кавказской Албании и составлявших одну из ее областей – Лпин, являются кавказские аварцы2. Сведения армянских историков раннего Средневековья позволяют считать царство лпинов – Лпинк – одним из важных христианских государств Закавказья: царь этой страны получает послание Иездигерда II так же, как и армянский, иверский и албанский цари3. Во время восстания 450–451 гг. войско лпинов помогало персам подавлять движение армян и албанцев4.

Следует отметить, что современное аварское население Алазанской долины по своему происхождению в основном делится на две группы (в прошлом племена), которые сейчас у аварцев называются лъебелал (тлебелы) и хьванал (хваны). Причем различия можно заметить в топонимике, преданиях, языковых особенностях разных групп аварцев Цора (Алазанской долины) и т.д.

В этой связи очевидно, что с тлебелами, скорее всего, следует идентифицировать племя лпинов5. В частности, М.С. Гаджиев, автор специального исследования «Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принадлежность)» говорит о возможной связи аварских этнонимов гьалби, гьалбал и лъебел с этнонимом лпины, «учитывая их географическую близость при предложенной локализации (Лпинии – Ш.Х.), тесные и древние горно-равнинные хозяйственно-экономические и иные контакты, древний аварский топонимический пласт в долине Алазани»6. Переход авар. «лъебел» в арм. «лпин», вполне допустим и объясним при допущении, что конечная «н» или «ни» – часто встречающийся суффикс места в аварской топонимике (к примеру, села в горном Дагестане: Балахьуни, Рихьуни, ГьаракIуни и т.д.). Азербайджанский исследователь Г. Гейбуллаев более определенно говорит о лпинах как предках части современных закавказских аварцев. «Этот этноним в древнеармянских источниках имеет форму «лбин» и «лпин». Местожительство «лбин» называлось «Лпинк». По мнению ряда исследователей, «лбины» жили на левобережье реки Алазани (на наш взгляд, более вероятно, проживание их на правом берегу Алазани. – Х.Ш.)… Однако этническая принадлежность лбин до сих пор не определена. По-нашему мнению, носителями этого этнонима являлись предки части современных аварцев северо-западного Азербайджана, а этноним лбин следует считать фонетической разновидностью этнонима hалби, которым аварцы именуются среди некоторых соседних народов Дагестанской АССР»7.

Второй компонент или племя, которое участвовало в формировании современных аварцев Цора – это хьваны, известные, возможно, в античных источниках как сильвы – этноним, который можно реконструировать как чилбы, цилбы, учитывая отсутствие данных фонем «ч», «ц» в греческом и их передачу через «с»8. В кавказоведении уже распространено мнение о связи античного этнонима «сильвов» с племенным или родовым названием «цIилбал», которое отражено в названиях аварских населенных пунктов Алазанской долины (селения ЦIилбан в Закатальском и ЦIалбан в Белоканском районах и т.д.)9. Опять же процитируем Г. Гейбуллаева: «Племя силв упоминает Плиний (I в.). По его сообщению, «силвы живут за пределами Албании по всему челу гор». Однако, судя по древнеармянским источникам, силвы входили в число албанских племен. В этих источниках данный этноним зафиксирован в различных фонетических формах: шилб, шил (вариант шиб) и чилб. Существует мнение, что силвы античных, чилбы (шилбы) древнеармянских источников обитали в верховьях Андийского Койсу. Что касается этнической принадлежности носителей этого этнонима, то, по нашему мнению, их следует считать предками части современных аварцев»10. Это мнение, на взгляд Г. Гейбуллаева подтверждается тем, что чеченцы и ингуши называют аварцев сули или соли, а область верховий Андийского Койсу – сулийн мохк, т.е. «земли страны сули»11. Далее он же приводит данные В. Абаева, который упоминает о наличии осетинского названия аварцев – солу, и связывает его с жителями «одного из аварских вольных обществ в Дагестане»12. Подытоживая, Г. Гейбуллаев пишет: «Таким образом, силв, солу, сули, сул следует считать фонетическим вариантом одного этнонима, правильная форма которого, по нашим полевым данным, собранным среди аварцев северо-западного Азербайджана – это цилб»13.

Вышеуказанный тезис Г. Гейбуллаева скорее всего основан на мнении известного этнографа Н. Волковой, которая высказала утверждение, что этническое имя «силе», «сули», которым вайнахи обозначают аварцев, живущих в верховьях реки Андийское Койсу, звучит также в этнониме сильвы, называемом Плинием Секундом14. Так как К. Тревер и ряд других исследователей локализуют сильвов в верховьях Андийского Койсу15, а вайнахи называют созвучным термином это же население, то наше первичное предположение о цезоязычности (языки группы аварских субэтносов, в т. ч. бежтинцев, живущих в верховьях рек Андийское и Аварское Койсу) сильвов античных историков кажется вполне правдоподобным. Учитывая существование в Енисели (левобережье Алазани) еще в ХIV в. селения Цинубани16, которое отождествляется с Цилбаном (аварское село в 1 км к востоку от Джара), а также другие вышеуказанные данные, также не вызывает сомнений автохтонность сильвов в Джарском обществе и в целом в зоне Главного Кавказского хребта (в Алазанской долине, в Цунте, Анцухе и Бежте).

В связи с высказыванием Г. Гейбуллаева следует учесть и то, что арчибцы, живущие в Чародинском районе Дагестана, Закатальский округ, т.е. Джаро-Белоканы называют «Цили»17, а джарских аварцев называют «цили-ш-тту». В данном этнониме «тту» – есть показатель множественного числа, «-ш» – суффикс места, а «цили» – корень этнонима, аналогия которого с этнонимами сильвы и «цилб» («-би» – в аварском и некоторых других кавказских языках суффикс множественного числа) более чем очевидна18. Те же сильвы в форме чилбы встречаются в армянских источниках V–VII вв.19 Интересно наличие аварского имени собственного ЧIилбикI, которое, кстати, фигурирует в средневековом аварском фольклоре: в сказке про Чилбика и Хартай, записанной в ХIХ в. Айдемиром Чиркеевским, он – главное действующее лицо20.

Говоря о локализации лпинов, необходимо отметить, что М.С. Гаджиев достаточно веско и убедительно идентифицировал лпинов и эров грузинских источников21, страна которых в «Картлис Цховреба» помещается между Курой и Алазани. Текст «КЦ» говорит о границах Эрети (страны эров) следующее: «Эросу дал он землю по северную сторону Куры, от устья Малой Алазани и до Ткетба, ныне называемой Гулгула. Сей Эрос построил впервые город в междуречье у места слияния обеих Алазани и назвал этот город своим именем – Эрети. Потому и называется эта земля Эрети. Ныне то место в междуречье называется Хоранта»22.

Стоит привести интерпретацию этого отрывка и мнение о происхождении эров академика Г. Меликишвили23, который писал, что территория Эрети «охватывала в основном восточные области современной Кахетии (Шида Кахети). Конечно, позднее эти термины начали смешиваться – иногда Эрети употреблялось для обозначения всей Кахети, иногда же «Кахети» обнимало и Эрети (Джавахишвили И.А. История грузинского народа. II. 1949. – С. 37), но первоначально, как было отмечено, Эрети обнимала в основном восточные и юго-восточные области современной Кахети: область от слияния двух Алазани (т.е. рр. Иори и Алазани) на юге до Ткетба (Гулгула) (пункт в районе современного Телави) на севере. Центр Эрети, согласно той же летописи, находился «у слияния двух Алазани», т.е. рр. Иори и Алазани. Эрети, очевидно, охватывала также территорию к югу от нижнего течения р. Иори до течения Куры. К югу (=юго-востоку) от Рустави Вахушти проводит границу между Кухети и Эрети (Вахушти. Описание Царства Грузинского, 1941. – С. 51). Именно в этой области (в районе нижнего течения Иори) находилась область «Камбечани». По Вахушти, современный Кизики в древности назывался «Камбечовани»… Таким образом, лежащая на нижнем течении р. Иори область рассматривалась как территория Эрети.

Что же можно сказать об этнической принадлежности древнейшего населения этой области? Как мы видели выше, кроме неоднократных указаний на связь этой области с Албанией, можно указать на этимологию названия самой р. Иори. По мнению акад. И.А. Джавахишвили, например, в названии реки Иори мы, возможно, имеем засвидетельствованное в одном из дагестанских языков (в хундзском) слово «ор», означающее «овраг», однако, как явствует из хундзских (т.е. аварских – Х.Ш.) географических названий, раньше оно имело значение «ущелье», «ручей» (Джавахишвили И.А. Введение в историю грузинского народа. кн. I, 1950. – С. 53–54)… С этой точки зрения обращает на себя внимание название живущих в Кахетии чартальцев… В этом названии «чар» – название одного из лезгинских племен, «тали» же можно связать с засвидетельствованным в хундзском языке словом «тала», обозначающем «строение», «ущелье». Первоначально «чартал», по-видимому, являлся более широким понятием и включал в себя всю Кахети… И.А. Джавахишвили на основании дагестанских языков этимологизирует и некоторые другие названия, засвидетельствованные в древности на территории Восточной Грузии, в частности, в Кахетии (Пипинети, Дзегами). (Джавахишвили И.А. Введение в историю грузинского народа… – С. 50)».

В свете изысканий Г. Меликишвили стоит рассматривать и вывод, сделанный известным лингвистом Я. Сулеймановым в результате исследований происхождения хунзахской субэтнической группы аварцев. «По нашему предположению, представители северо-аварской группы говоров, в том числе и «хунз», до прихода их на современную территорию, по-видимому, должны были находиться южнее закатальских аварцев»24. Южной границей современного расселения закатальских аварцев является река Алазани, которая, в свою очередь, являлась северной границей исторического ареала расселения лпинов. Данное предположение о миграции хунзахских аварцев с правобережья Алазани, которая служит сейчас южной границей проживания закатальских аварцев, в центральный Аваристан отчасти подтверждается грузинскими средневековыми источниками, согласно которым «некий Хузуних, сын Лекана, вступил в горные теснины и построил собственный город, названный собственным именем Хузуних»25.

В связи с этим необходимо также обратиться и к вопросу о локализации главного города лпинов – Эрети, в свете данных, которые предоставляет нам свидетельство Мовсеса Каланкатваци о посольстве епископа Исраэла к гуннам зимой 681–682 гг. Посольство, отправленное князем Вараз-трдатом выступило из «города Пероз-Кавата» (Барда). Далее «они перешли реку и на двенадцатые сутки [достигли] города лпинов, откуда навстречу ему вышли все жители города и приняли его с радостью… Прибыв в город, они остановились на отдых и совершили там вечером праздник. Оттуда они перешли в страну чилбов, что у склона великой горы. Там, на склонах Кавказских гор, дующие с севера холодные зимние ветры подняли страшную вьюгу. Трое суток они не могли даже глаз открыть, чтобы отыскать дорогу… [Затем] они вместе с ним поднялись на гору, называемую Вардедруак. Силою божественного креста и молитвами великого епископа утихли ветры, усмирилась вьюга, и они перевалили через вершину громадной горы»26.

На мой взгляд, город лпинов, идентифицируемых с эрами, есть упоминаемый в «Картлис Цховреба» город Эрети или Хоранта у слияния рек Алазани и Иори, а страна чилбов – территория современного расселения закатальских аварцев с центром в современном селении Джар, который идентифицируется с албанским городом Цри. Последнее предположение раннее было высказано С. Сулеймановой, считающей «город Цри», который в «Истории албан» представляется как «большой город Албании в стране чилбов»27, можно соотнести с «Цор» (аварское название Джара)28. По сообщениям авторов ХVIII–XIX вв. Джар являлся крупным населенным пунктом и политическим центром всего региона, как защищенным естественными природными рубежами, так и имевшим мощные фортификационные сооружения. Согласно Мовсесу Каланкатваци, Цри являлся «городом-крепостью», «большим городом Албании» в земле чилбов29.

Кроме того, следует учесть сообщение автора о расположении страны чилбов, а соответственно и их города, коим являлся Цри, «у склона великой горы»30. А Джар как раз расположен у подножья южных отрогов Главного Кавказского хребта. А если учесть, что на арчибском языке Джар и сейчас называется «Цили», а для аварского языка характерны звуковые переходы ц-ч и цI-чI, то налицо и связь названий «города-крепости Цри» с Джаром. Важным аргументом в пользу этой версии является обозначение современного Джара - ЧIара на картах ХVIII века как «Цари»31.

Учитывая, что посольство епископа Исраэла перевалило Главный Кавказский хребет в начале января 682 г., то наиболее оптимальный, а в плохую погоду и единственно возможный проход через него на территории от Тушети и до Базардюзю возможен через перевал Динди. Обусловлено это как наименьшей высотой перевала (2318 м), так и легкостью перехода через него. Перевалить хребет из ущелья реки Курмух можно пятью маршрутами, и все они проходят намного выше (наиболее легкий – через перевал Аттагай высотой 2602 м, остальные высотой 2,8–3,1 км) и сложнее перевала Динди. В зимнее время пройти по ним практически невозможно, тогда как Динди доступен для перехода круглый год, за исключением особо ненастных зимних дней. Джар (Цри) же расположен в 10 км от входа в Мухахское ущелье, по которому проходит старинный маршрут движения в горный Дагестан через перевал Динди.

Город Цри неоднократно упоминается Мовсесом Каланкатваци в связи с различными событиями в жизни Кавказской Албании. В конце V в. правителем-наместником албанского царя Вачагана Благочестивого в Цри был Хочкорик – незаконнорожденный сын албанского царя Есвагена (Арсвагена)32, а в 488 г. в Алуэнском соборе принял участие хорепископ Цри Шмавон33.

Другой исторический период, в связи с которым упоминается город Цри – это середина IV в. Тогда после смерти армянского царя Трдата (287–332 гг.) между его сыном и преемником Хосровом (332–338 гг.), поддержанным императором Констанцием I (337–361 гг.) и иберийским царем Михраном, и армянским нахараром – “бдешхом со стороны маскутов” Санатруком Аршакидом, которому оказали военную помощь шаханшах Шапур (309–379 гг.), маскутский царь Санесан и многие албанские племена и нахарары, разгорелась борьба за престол. В период похода Санесана на Армению, в котором приняли участие и чилбы34, город Цри восстал против албанского царя35: «В то самое время укрепленный город Цри (дословно – «город-крепость») восстал против царя Алуанка (Албании) и подчинился персидскому царю. Пришли аргесцы и взяли город. Нашли там священника Даниела, служителя святых, рукоположенного св. Григорисом и отрока одного, чилба, найденного священником и возрожденного христианским крещением. Этот, слушая [проповеди] о вере Христовой, уверовал в Христа, принял христианское крещение и стал учеником священника, желая вести жизнь, достойную христианства.

Бросив обоих в темницу, [аргесцы] пытками стали принуждать их поклониться пеплу и поганым дэвам (принять зороастризм). И когда не смогли насилием добиться своего, стали уговаривать отрока чилба, говоря: «Ты же человек из нашей страны, исполни нашу волю, и мы будем почитать тебя под нашей властью». И блаженный ответил: «Лучше мне умереть во имя Христа раньше священника [сего], чем жить под кровом грешников». Оба они немедленно были обезглавлены мечом и приняли венец блаженства и торжество победы прекраснейшего мученичества вслед за своим духовным отцом, отроком Григорисом. Некие сирийские иноки, подобрав их [тела], увезли в село hАку. Там похоронили их в могиле, и на том месте построили монастырь. По сей день, говорят, там находятся мощи блаженных… Случилось это при храбром Ваче, царе Алуанка».

Эти события во многом предопределили становление Цри как религиозного центра. Вот что говорит об этом Каланкатваци: «Много совершилось знамений и чудес в городе Цри, где находились мощи блаженных подвижников Христа. Однако никому не было известно точное местонахождение мощей святых. И хотя жители страны были язычниками, однако страдающие лихорадкой и другими недугами ходили в церковь, где лежали мощи святых, брали землю оттуда и получали полное исцеление… И в hАку, где находились мощи блаженных подвижников, замученных в Цри перед аргесским персом, – священника Цри и отрока–чилба, [обезглавленных, а затем перевезенных в hАку], настоятелю этой церкви Иакобу ночью во сне явились муж в светлом образе, внушительный с виду, да еще отрок, также со светлым дивным ликом, и говорят ему: «Пойди в Цри к правителю города Хочкорику, нахарару Алуанскому и расскажи о видении»36. Кстати, упоминающийся в этом тексте «Хаку» (hАку) М.С. Гаджиев отождествляет с современным городом Кахи, «недалеко от которого расположены руины монастыря V–XII вв.»37.

Там же им предложена версия о локализации Цри в Цахуре. По М.С. Гаджиеву, дополнительным аргументом в пользу предложенной им версии о локализации Цри служит, наличие в этой зоне населенных пунктов ЦIилбан и ЦIолбан (правильнее ЦIалбан), названия которых сопоставлены В.Ф. Минорским с рассматриваемым этнонимом38. Однако оба эти селения являются аварскими, что входит в противоречие с версией о цахуроязычности чилбов. А наличие в городе наместника албанского царя, строительство здесь при Григорисе церкви и упоминание служителя этой церкви – «отрока чилба» в процитированном источнике наводит на мысль о том, что Цри являлся столицей страны силвов (арм. чилб-к, лат. silvi, греч. ). Следует также отметить наличие в сведениях Птолемея названия населенного пункта в Албании – Тилбида, который К.В. Тревер связывала с этнонимом силв39. В данном случае резонно предположить наличие связи топонима Тилбида с Цилбаном.

Исходя из наличия в Закатальском районе двух соседних населенных пунктов: Лъебел-уба (авар. «квартал лъебелов – лпинов») и ЦIилбан (от ЦIилб-убаниб – авар. «в квартале силвов»), а в Белоканском районе двух таких же населенных пунктов Билкан (авар. «бил – место»40; образовано по аналогии с гудекIан; этимологию его см. ниже) и ЦIалбан (см. Цилбан), возможно образование топонима Билкан от Лъебел-кIан (авар. «место лъебелов»). Дело в том, что самые крупные, коренные тухумы – роды Белокан: ХIалажал, Горгиял и ГьарагIалилал имели общее название – лъебелал, а старая часть Белокан, в которой они были расселены, располагалась на правом берегу реки Билкан-ор. Напротив, через реку Билкан-ор, чуть выше по течению, располагалось древнее селение Цалбан, название которого наводит на мысль о возможности аналогии с названием племени «сильвов».

Согласно Г. Гейбуллаеву, «кроме вышеназванных племен (лбины и силвы), по нашему мнению, в северо-западной Албании обитало еще одно кавказоязычное племя джигбы, – это предки современных цахуров, имеющие самоназвание «йихъбы»41. Следует отметить, что в древнегрузинских источниках упоминается еще племя судж в северо-западной Албании. Местом обитания этого племени в тех же источниках называлось Суджети. В грузинской исторической литературе суджи считаются кавказоязычным албанским племенем и отмечается, что они были ассимилированы грузинами42. «Можно только предполагать, что судж было наименованием предков какого-то современного народа юго-западного Дагестана. В связи с этим вызывает интерес устное сообщение наших информаторов, сделанное в 1964 г., согласно которому там в древности жили какие-то зуги, местообитанием которых в древнегрузинских источниках назван Цукети»43. Племя соди К.В. Тревер локализует в среднем течении реки Иори44, т.е. к западу от лпинов.

С. Сулейманова, ссылаясь на исследования Г. Гейбуллаева, Ю. Юсифова, Н. Марра, Н. Трубецкого и У. Бехерта, приходит к выводу, что лпины и сильвы являлись предками аварцев Алазанской долины45. С версией о происхождении аварцев от сильвов и лпинов соглашается отчасти и автор монографии «Джаро-Белоканское джамаатство» Арзу Ашраф кызы46. Подводя итог некоторым отсылкам в историческое прошлое, нельзя не согласиться с выводом Г. Гейбуллаева, что «предки современных аварцев – силвы, лубены (лбины) являлись коренными кавказоязычными племенами Кавказской Албании»47. В вопросах локализации этих двух племен, исследователи не пришли пока еще к единому мнению, однако принято считать, что лпины жили ниже по течению реки Алазани, а сильвы – в верховьях этой реки. С.Т. Еремян локализуя лпинов в долине реки Алазани, помещает чилбов (сильвов) к северу от них, вплоть до долины реки Тушетская Алазани48. На наш взгляд, лпины в массе своей жили на правом берегу р. Алазани, а сильвы – на левом. Отметим, что вплоть до прихода в Закавказье Российской империи джарские аварцы владели и правым берегом Алазани, причем площадь этой территории не уступала населенным ими землям на левом берегу. Данное обстоятельство закреплено как имевшее место еще до написания документа и в фирмане султана Османской империи Ахмеда II от 1727 г.

Соответственно, нельзя никак согласиться с мнением, насаждавшимся со времен Российской империи, что аварцы являются в Алазанской зоне пришлым народом. Необоснованными и бездоказательными в этой связи выглядят утверждения, что «в условиях крайнего малоземелья в Хунзахе, как и вообще в горном Дагестане, аварцы еще в XVIII веке стали переселяться в соседний Северный Азербайджан»49. Более реальным представляется вывод профессора Р. Магомедова, подтверждаемый историческими данными50, о том, что поток аварского населения из Дагестана, имел место в ХVI в., однако «спустившиеся с вершин горцы селились по соседству со старожилами-дагестанцами на левой стороне р. Алазани»51, т.е. что аварцы, проживающие ныне в Закавказье, в основной своей массе – коренное, автохтонное население в долине Алазани.

 


1 Plinii Naturalis Historia. Liber VI, XI. – London, 1969. – P. 29.

2 Гейбуллаев Г. К этногенезу азербайджанцев. – Баку, 1994. – С. 151–152, 154; Сумбатзаде С. Этногенез азербайджанского народа. – Баку, 1990. – С. 82; Энциклопедический справочник «Народы мира». – Баку, 1998. – С. 16 (на азерб. яз.).

3 Акопян А.А. Албания–Алуанк в греко-латинских и древнеармянских источниках. – Ереван, 1987. – С. 85.

4 Там же.

5 О возможности такого отождествления: Гаджиев М.С. Лпиния (исторические факты, локализация, этническая принадлежность) // Дагестан в эпоху Великого переселения народов (этногенетические исследования). – Махачкала, 1998. – С. 7–42.

6 Гаджиев М.С. Лпиния… – С. 20.

7 Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. – Баку, 1986. – С. 84–85.

8 В этой связи хочется отметить, что, на наш взгляд, в одном ряду со многими другими топонимами, этимологизируемыми из «цилбского» (из которого возможно произошли современные бежтинский, гунзибский и гинухский языки), возможно, поставить и гидроним «Алазани». В бежтинском языке «алазан» означает озеро, как и в родственных гинухском (гIалазан), цезском (гIалзан), а также в асахском диалекте (гIалазан) (Халилов М.Ш. Цезско-русский словарь. – М., 1999. – С. 105). М.Халилов полагает, что эти слова образовались от названия реки Алазани (Халилов М.Ш. Грузинско-дагестанские языковые контакты. – М., 2004. – С.77), однако более вероятно обратное, по примеру образования названия реки Алазани в закатальском диалекте аварского языка (рахьад – т.е. «море»).

9 О связи названий этих селений с этнонимом «сильвы» см. Минорский В.Ф. История Ширвана и Дербенда. – М., 1963. – С. 28; Асланов А.М. Из топонимии Алазани // Ономастика Кавказа. – Махачкала, 1976. – С. 91.

10 Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. – С. 84.

11 Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. – М., 1973. – С. 182.

12 Абаев В.И. Историко-этимологический словарь осетинского языка. – М., 1973. Т. II. – С. 131.

13 Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. – С. 84.

14 Волкова Н.Г. Из северо-кавказской этнонимии // Ономастика Кавказа. – Махачкала, 1976. – С. 182.

15 Тревер К.В. Очерки по истории и культуре Кавказской Албании. – М.–Л., 1959. – С. 192.

16 Какабадзе С.С. Грузинские документы IХ–ХV вв. – М., 1982. – С. 105.

17 Микаилов К.Ш. Арчинский язык. – Махачкала, 1967. – С. 65.

18 Там же. – С. 204.

19 История Егише Вардапета. – Тифлис, 1853. – С. 215; Еремян С.Т. Армения по «Ашхарацуйцу». – Ереван, 1963. – С. 64, 102.

20 Сказки и басни, собранные и переведенные с аварского Айдемиром Чиркеевским // ССКГ. – Тифлис, 1869. Вып. II. Отд. V. – С. 25.

21 Гаджиев М.С. Лпиния… – С. 15-17.

22 Картлис Цховреба (История Грузии) / Под ред. Р. Метревели. – Тбилиси, 2008. – С. 14.

23 Меликишвили Г.А. К истории древней Грузии. – Тбилиси, 1959. – С. 123–124.

24 Сулейманов Я. Этимологические изыскания // Ученые записки Дагестанского филиала АН СССР (Серия филологическая). – Махачкала, 1964. Т. XIII. – С. 118.

25 Мровели Леонти. Жизнь Картлийских царей. – М., 1979. – С. 5.

26 Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / Пер. с древнеармянского, пред. и ком. Ш.В. Смбатяна. – Ереван, 1984. – С. 123.

27 Моисей Каганкатваци. История агван / Пер. Патканова. – СПб., 1861. – С. 28, 30, 42, 56.

28 Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы // Азербайджан в мире. 2006. № 4 (6). – С. 130.

29 Тhe History of the Caucasian Albanians by Movses Dasxuranci. – L., 1961. Transl. by C.J.F. Dowsett. – Р. 22–23, 33, 51; Мовсес Каланкатуаци. Указ. раб. – С. 37–38, 45, 58.

30 Мовсес Каланкатуаци. Указ. раб. – С. 123.

31 Вахушти Багратиони. Атлас Грузии (XVIII век). – Тбилиси, 1997. – С. 95; Карта «Азиатская Турция, Анатолия, включающая Армению, Курдистан, Алджезиру, Ирак-Аджами». – Париж, 1762 г.

32 Там же. – С. 58.

33 Там же. – С. 190, прим. 100. 

34 Бузанд Фавстос. История Армении / Пер. с древнеарм. и комментарии М.А. Геворкяна. – Ереван, 1953. – С. 15.

35 Тhe History of the Caucasian Albanians… Р. 22–23; Мовсес Каланкатуаци. Указ. раб. – С. 37–38.

36 Мовсес Каланкатуаци. Указ. раб. – С. 45.

37 Гаджиев М.С. Миссия епископа Исраела и вопросы исторической географии Кавказской Албании // Северный Кавказ: историко-археологические очерки и заметки. Материалы и исследования по археологии России. – М., 2001. Вып. 3. – С. 164–166.

38 Минорский В.Ф. Указ. раб. – С. 28. Прим. 38.

39 Тревер К.В. Указ. раб. – С. 142.

40 В закат. диал. авар. яз. кIан – «ровная площадь», «плато»; а также «доска для замешивания теста».

41 Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. – С. 155–156.

42 Папуашвили Т.Г. Вопросы истории Эрети. – Тбилиси, 1970. – С. 69–70 (на груз. яз.).

43 Гейбуллаев Г.А. К этногенезу азербайджанцев. – С. 166.

44 Тревер К.В. Указ. раб. – С. 194.

45 Süleymanova S.Ə. Albaniyanın şimal-qerb sərhəd bölgәsi Lpiniya-Ereti // AMEA Tarix Institutu Elmi Əsərləri. 20-ci cild. – Bakı, 2007. – S. 59 (на азерб. яз.).

46 Arzu Əşrəf qızı. Car-Balakən camaatlığı (XVII əsrin sonu – ХIХ əsrin 30-cu illəri). – Bakı, 2009. – S. 66–68 (на азерб. яз.).

47 Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана. – С. 85

48 Еремян С.Т. Моисей Каланкатуйский о посольстве албанского князя Вараз-Трдата к хазарскому хакану Алп-Илитверу // ЗИВ АН СССР. 1939. Т. VII. – С. 137.

49 Гусейн-заде Р. Аварцы в Азербайджане // Ирс. – Баку, 2007. № 30.

50 Петрушевский И.П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX века. – Тифлис, 1934; Он же. Указ. раб. – Махачкала, 1993. – С. 35.

51 Магомедов Р.М. Указ. раб. – С. 148.

 



Автор: Шахбан Хапизов

Опубликовал(а): nkaa, 23-04-2013, 14:35. Просмотров: 12513
( Всего голосов: 6 )
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Онлайн перевод

аварских слов на русский

и иностранные языки и обратно

Панель управления
авторизироваться через:



Последние комментарии
    Нет комментариев


Оцените работу сайта

Лучший из новостных
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился