Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
Нечасто личности, оставляют свой след в истории благодаря деяниям, которых они не совершали. Одним из таких редких людей с удивительной биографией и еще более удивительным ее освещением в литературе является Хаджига Елисуйский (авар. – Илусуса ХIажигъа). Однако обо всем по порядку. В бессмертном произведении русского классика Льва Толстого «Хаджи-Мурат» о сцене убийства его главного героя – наиба Хаджимурада написано следующее:«Он не двигался, но еще чувствовал. Когда первый подбежавший к нему Гаджи-Ага ударил его большим кинжалом по голове, ему казалось, что его молотком бьют по голове, и он не мог понять, кто это делает и зачем. Это было последнее его сознание связи с своим телом. Больше он уже ничего не чувствовал, и враги топтали и резали то, что не имело уже ничего общего с ним. Гаджи-Ага, наступив ногой на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою. Алая кровь хлынула из артерий шеи и черная из головы и залила траву».
Фамилия Нажапилал
К сюжету убийства Хаджимурада мы возвратимся позднее, а теперь хотелось бы обратиться к истории рода Хаджиги и селения Елису. Наиболее полным историко-географическим и этнографическим описанием селении Елису (авар.Илусуб) является монография «Елису и Горный магал в ХII-ХIХ веках (очерки истории и ономастики)», вышедшая в свет в прошлом году[1]. Елису являлось до утверждения советской власти в Азербайджане в 1920-х годах аварским селением в верховьях реки Курмух (от авар.гIурумухъ – «речная долина»). Впоследствии этноязыковые процессы, порожденные политическим руководством АзССР, привели к азербайджанизации этого населенного пункта. В настоящее время почти все жители Елису, так и окрестных населенных пунктов, говорят только по-азербайджански. Это поселение до своего разрушения царскими войсками в 1844 году состояло более чем из 400 домов и являлось центром влиятельного в Восточном Закавказье политического образования – Елисуйского султаната.
Одной из наиболее влиятельных семей в нем былабекская фамилияНажапилал (Наджафбековы).Ее представители – Хаджига и его младший брат Абдулла-паша (в 1845 году являлся прапорщиком и имел двух сыновей:Абдулхамида и Халила[2]) занимали видное положение при последнем султане Даниял-беке. Среди представителей данной фамилии встречаются носители аварских имен: Ханав (авар. – «хан») и Багим (авар. Багъин – распространенное в Аваристане мужское имя)[3].
Хаджига вместе с тремя сыновьями: Лалагой («Ляля-ага»), Ади-Гурклу («Ады Гюркли», позднее – подпоручик «Адигоркли»[4]) и Мухаммад-Садиком («Магомед Садых», 1839 г.р.[5]), а также братом Абдулла-пашой и двумя его сыновьями - после разорения русскими войсками селения Елису 21 июня 1844 года уехал на территорию Имамата Шамиля. Однако вскоре, 13 августа, он вернулся в Елису и снова поступил на российскую службу[6]. Хаджига ушел в Дагестан вместе с Даниялом, но вскоре между ними якобы произошла ссора, но как мы знаем по другим источникам, имела место договоренность о соблюдении интересов елисуйского правящего дома в пределах владений Данияла. Сделано было это с согласия Шамиля и Даниял-бека, чтобы соблюдать их политические и хозяйственные интересы в Елису. В 1850 г. елисуец Гаджи-ага, зная, что Хаджи-МурадХунзахский собирается пройти к берегам Алазани, открыл ему елисуйскую дорогу, а сделал он это, симулировав бегство перед превосходящими силами мюридов.
Обращаясь к вопросу о происхождении фамилии Нажапилал стоит отметить, что согласно данным Закатальской сословно-поземельной комиссии, «Наджаф-бек ушаги происходит от сына Али-бека, Мирзабека, мать которого, говорят, была простая лезгинка»[7]. Али-бек, упомянутый здесь, более известен как Али-паша или Али-султан и правил султанатом с 1695 г. до своей смерти в 1732/33 г. (1145 г. хиджры). Сюда же можно добавить информацию жителей села Сарыбаш, что «Ади-гюрклия считают своим предком как Даниель-Бек, так и Гаджи-Ага-бек»[8]. Упоминаемый здесь Ади-Горклу был елисуйским султаном, умершим в 1693/94 гг. и отцом вышеупомянутого Али-паши (он же Али-султан или Али-бек).
От уже упоминавшегося брата Ади-Горклу– Мирзабека произошла также бекская фамилия в селении АмирджанКахского района. По данным ЗСПК, в 1870 г. в Амирджане жило 11 бекских семей происходящих от Мирзабека (упоминается в фирмане 1713 г.) и сына его Хаджи-Мухаммада (упоминается в фирмане 1721 г.). Старший в этой фамилии – Цетав-ага (авар.ЦIетIав – «блондин»)[9] Керим-ага оглы (1832 г.р.). Во второй половине ХIХ в. он являлся самым богатым и влиятельным сельчанином и имел в Амирджане 120 тагар пашни и 10 садов. У Цетава имелась недвижимость и других селениях бывшего султанства: в Елису – 2 дома и 20 тагар пашни, Агчае – 13 тагар, Сускане – 5 тагар и Фистихло – 2 тагара. Кроме того, Цетаву принадлежали в степи Сарыджа зимовники «Мубарак, Чанут и Дамир-Казук и зимовник Сиганлу в Аджиноуре»[10]. Другим влиятельным и богатым землевладельцем в Амирджане являлся родственник Цетава (пятиюродный брат его отца Карима) – МусалНуцал (авар.Нуцал – «правитель»; по данным ЗСПК – «Новсал Муса оглы») и два его сына – Исак и Махмуд[11].
Если беки Амирджана имели более дальнее родство с Наджафбековыми, то беки Агчая являлись близкими родственниками ХаджигиЕлисуйского и принадлежали к фамилии «Наджаф-ушагы» (авар. – Нажапилал), которая имела земли в Алмало, Шихларе, Бахтала и других местностях Елисуйского султанства[12]. Названием своим бекская фамилия эта обязана своему основателю «Наджаф-беку», однако кем он приходился Мирзабеку неизвестно.Известно, что сына Наджап-беказвали Мухаммад, а далее – через неизвестное количество поколений - следует за ними Кичи-хан, чьим сыном был Ибах, затем Паша-бек и далее Зиад[13]. Самым богатым агчайцем и главой бекских семейств Агчая в конце ХIХ в. являлся Цетав-бек (авар.ЦIетIав – «голубоглазый блондин»). Ему в самом селении принадлежала пашня на 10 тагар посева, которую он сдавал в наем[14]. Кстати, у М. Неймат встречается упоминание о могиле Нушабе «правнучки дочери паломника Цетав-бека, которая умерла в 1322 г. хиджры (1904-05 гг.)[15].
Помимо дальнего родства по прямой мужской линии существовало и более близкое родство между Даниял-беком и Хаджигой. Согласно архивным данным, «отец Гаджи-аги Ляля-ага был человек, приобретший себе некоторый вес, женился на сестре Ахмедхана, которой в приданое был дан Шихляр»[16]. Известно, что Даниял-бек являлся сыном Ахмад-хана и следовательно Хаджига и Даниял-бек являлись двоюродными братьями. Кроме того, одна из четырех дочерей Даниял-бека - Нана-ханум[17] была выдана замуж за «полковника Мухаммадхана, сына полковника Хаджи-аги, который эмигрировал в Турцию». До этого она была замужем за представителем фамилии газикумухских ханов – Абдуррахман-беком, сыном Башир-бека. После смерти первого мужа, Даниял-бек выдал ее за сына своего родственника - Хаджиги.
Таким образом, доподлинно известно, что Хаджига являлся представителем боковой ветви елисуйских султанов, предки которых в свою очередь являются переселенцами из аварского поселения Гецеб, расположенного на территории Гунибского района, на границе с Чародинским районом Дагестана. Переселение предков султанов в Елису произошло в ХV веке[18].
Эмиграция в Османскую империю
Во второй половине XIX века немало знатных елисуйцев, участвовавших – лично или посредством своих близких родственников – в войне с Российской империей, переселилось в пределы Османской империи. Так, Даниял-бек с официального разрешения Санкт-Петербурга оставляет Кавказ в 1869 году и отправляется в Стамбул на постоянное место жительства. Еще ранее туда же уехал, правда, без разрешения на то царских властей, Хаджига Елисуйский[19]. В январе 1868 года он и его сын «Ади-Горкли-бек» уехали в хадж, на обратном пути остановились в Стамбуле и не стали возвращаться в Елису, т.е. в Российскую империю.
Дело в том, что перед этим случился конфликт между семьями Хаджиги и начальника Закатальского округа, нухинского армянина Шелковникова. Результатом его стала травля влиятельных елисуйских фамилий посредством использования нухинцем своего служебного положения. Он очернил их тогда перед кавказским наместником, не исключено, что при подстрекательстве последнего, поскольку семья Нажапилал мешала планам христианизации ингилойцев и захвата елисуйских земель тифлисским чиновничеством. Конфликт же начался еще в Нухе со стычки между сыном Хаджиги –Мухаммадханом(дослужился, как и отец, до чина полковника[20]) и братом Шелковникова[21]. Мухаммад-хана отмечают среди елисуйцев, добившихся в Турции успешной карьеры. По некоторым данным, этот Мухаммадхан «в 1860-е годы был полковником лейб-казачьего полка. После переселения в Турцию он стал пашой и назвался Мехмед-пашой Дагестанским»[22]. Согласно османским историкам«МехмедМухлис-паша Дагестанский» командовал регулярной османской кавалерией на Балканах. Этого Мухаммадхана русский архив показывает в качестве старшего сына Гаджи-аги, при том, что Сайпулла обозначен как младший. Служил он, в болгарском городе Старая Загора. В дальнейшем он переехал в Стамбул, где и был похоронен.
«Сайпулла-паша Дагестанский»
Необходимо подчеркнуть, что из елисуйцев, которые с течением времени заняли в Турции довольно заметные позиции в императорской армии и государственном аппарате, прежде всего, следует назвать «Сейфуллу-пашу»[23]. Известно, что этот Сайпулла(1852-1909), вошедший, кстати, в турецкие энциклопедии[24], знал аварский язык. Он лично участвовал в военных операциях турецкой армии на Балканах и поддерживал связь с родственниками имама Шамиля, проживавшими в Восточной Анатолии.В вышеуказанной энциклопедии сказано, что Сайпулла родился в «дагестанском поселке Илису» в семье одного из тамошних беков «МехметХасип хана». Получив образование в Тифлисской гимназии, в 18-летнем возрасте Сайпулла эмигрировал в Турцию. Уже в 1873 году он участвовал в военных действиях, находясь в рядах армии Османской империи. Он принял участие и в русско-турецкой войне 1877-1878 годов. Став, по всей видимости, офицером военной разведки, Сайпулла в 1885 году, действуя под видом охотника, собирал в Греции (в окрестностях Афин) информацию «для стратегических целей». Военная карьера Сайпуллы сложилась в основном на Балканах – в ходе военных действий в Греции (там он получил генеральское звание), Албании, Косово и Болгарии[25].
При описании биографии Сайпуллы-паши, возникает вопрос - «кем же был его отец?» В Центральном историческом архиве Грузии, мы обнаружили некоторые данные о семье Хаджиги. Согласно им старшим сыном Хаджиги был Мухаммад-хан, вторым, видимо - Ади-Горклу, а младшими - «Садых-бек» (в других документах он же - Мухамад-Садик) и «Сайфула»[26]. Причем если, Мухамад-Садик родился в 1839 году и во время переселения в Имамат, ему было 5 лет, то Сайпулла родился в 1852 году, уже после возвращения из Имамата, во время проживания Хаджиги в Елису. Поэтому в архивном документе о переселении елисуйцев на территорию Имамата, указано, что у Хаджиги было три сына[27].
Тогда возникает другой вопрос - почему в османских источниках, а также на надмогильной плите Сайпуллы указано, что отцом его был Мухаммад-Хасаби-хан? Дело в том, что настоящим именем Хаджиги было Мухаммадхан, а хаджи является его почетным званием, приобретенным за паломничество в Мекку, а приставка «ага» уважительное обращение в переводе означающее «господин». Слияние этих двух слов привело к формированию в Елису обиходного обращения ХIажигъа. Если же мы обратимся к надписи на надмогильной плите его дочери Ганиры, умершей в 1882/83 году и похороненной близ Елисуйской соборной мечети, то видим подтверждение этой версии. На надмогильной плите указано, что Ганира (возможно Мунира) являлась дочерью«благородного амира Хаджи ага бека», сына (здесь ошибка переводчика, Хаджи ага и Мухаммад хан есть два имени одного человека) «благородного амира Мухаммад хана», сына «благородного амира Лала Ага», сына «щедрого амираДжафар бека». Скончалась указаннаяГанира в 1882/83 году и похоронена близ Елисуйской соборной мечети[28]. Здесь вероятно имелось в виду, что Хаджига и Мухаммад-хан два имени одного человека, а не то, что Хаджига сын Мухаммад-хана, потому, что отцом последнего указан Лала, а его отцом - Джафар. Здесь имеется место совпадение генеалогии Ганиры с именами отца и деда.
Кладбище Караджа-Ахмад в Стамбуле
Большим подспорьем в наших изысканиях по истории Елису и семьи Хаджиги стало посещение Стамбула в конце лета 2012 года. Тогда мэр Хасавюрта СайгидпашаУмаханов предложил нам принять участие в научной конференции, которая пройдет в Ялове, а также провести разыскания по истории дагестано-турецких связей, чем мы с удовольствием и воспользовались.
Благодаря местным аварским активистам ГекхануМентешу и ШихабудинуОздену мы вышли на связь с потомком Хаджиги - Адилем Тунджа. Встреча состоялась в европейской части Стамбула, после чего он нас отвез на фамильное кладбище в Караджа-Ахмад, где по рассказам бабушки были похоронены его предки. Знакомство с надмогильными плитами кладбища показал еще один интересный факт. Долгое время кавказоведы не знали: как произносили этот топоним местные жители "Илису" или "Елису", или еще как? Изучив надписи на надгробиях из дагестанского Ириба (там похоронен Рамазанил Сахатилав - сподвижник Даниял-бека ил Елису) и турецкого Стамбула, мы теперь установили, что елисуйская элита употребляли форму «Илусуб». Изучение надгробий стамбульского кладбища показало, во-первых, то, что самого Хаджи-агу, стали именовать впоследствии "хаджи Мухаммад-Хасаби-беком Дагестанским" или же, как вариант "Мухаммад-Хасаби-беком Елисуйским, одним из дагестанских мухаджиров".
На упомянутом кладбище удалось найти следующие могилы елисуйцев:
Итак, если подвести итоги, то мы пока предположительно можем сказать, что у знатного елисуйца Джафар-бека, представителя боковой ветви елисуйских султанов родился сын Лала-ага, у которого в свою очередь был сын Хаджига, он же Мухаммад-Хасаби-хан. У него в свою очередь было несколько сыновей: Лала-ага, Ади-Горкли, Мухаммад-хан (он же Мухаммад-Мухлис ?), Мухаммад-Садик, а также Сайпулла.
В Турцию переселилась полностью вся семья. Однако нам удалось найти могилы Хаджиги (Мухаммад-Хасиб-хана), Мухаммад-Мухлиса (он же Мухаммад-хан) и Мухаммад-Адила (Мухаммад-Садик), которые похоронены в азиатской части Стамбула, на известном кладбище Караджа-Ахмад. Здесь же в 10 метрах от семейного кладбища потомства Хаджиги, находятся и могилы родни Имама Шамиля, что,несомненно, говорит о существовании между ними хороших взаимоотношений, тем более учитывая, что первой женой сына Шамиля – Газимухаммада являлась дочь Даниял-бека - Каримат. Хотя Каримат умерла еще до переселения и похоронена в городе Шеки, но тесные взаимоотношения между двумя семьями видимо не прерывались и после переселения в Османскую империю. Могилы остальных елисуйцев нам пока не удалось найти, но учитывая, что на том же участке остались несколько неопознанных пока надмогильных плит, не исключено, что этот пробел еще удастся восстановить.Более внимательное изучение стамбульского кладбища, а также поддержка Адиля Тунджа и других потомков ханов и наибов, ушедших в Османскую империю в XIX в. и ранее поможет, думается, установить еще и другие интересные факты дагестанской истории.
Об убийстве Хаджимурада
Как мы уже сказали в самом начале, Хаджига известен кавказоведами любителям творчества великого русского писателя Льва Толстого по его роману «Хаджи Мурат». Он, как убеждены многие любители дагестанского прошлого (основывающиеся в своих суждениях всего лишь на художественном произведении), и есть тот человек, который отрубил голову тяжелораненного наиба ХаджимурадаХунзахского, когда его окружили на елисуйской земле многократно превосходящие силы. Толстой - автор великолепного художественного произведения, но ему нужен был, прежде всего, острый сюжет и трагизм поступка, а не историческая правда. К сожалению, его версию кончины Хаджи-Мурада, имеющую огромное литературное значение, разносят сегодня в дагестанском народе «джамбулы» (казахский поэт, певший о всем, что видел, не размышляя) от истории - лица, не способные думать над материалами, которые попали к ним в руки.
Здесь, говоря о ХаджигеЕлисуйском, прежде всего, отметим, что русские источники XIX в. сообщают лишь о том, что его отряд наряду с другими отрядами российской милиции и казаками участвовал в окружении Хаджимурада на равнинах Елису. Те же архивные источники утверждают, что на месте никому из убитых горцев голов не отрубали. Их тела отвезли в Нуху, а уже там, по приказу наместника царя на Кавказе - Михаила Воронцова, им отрубили головы и отослали в Тифлис и крепость Закаталу. Голова Хаджимурада - как почетный трофей попала к Воронцову, который выставил ее на показтифлисской публике, а потом отослал в Санкт-Петербург «для научных целей».
Вторая сторона вопроса. Если бы российский полковникХаджига действительно убил тяжелораненного наиба Хаджимурада и отсек кинжалом его голову, трудно себе представить что он бы далее спустя только 10 лет эмигрировал в Османскую империю и осел в Стамбуле, где находились тогда десятки сподвижников Имама Шамиля, а также некоторые его родственники. Среди них имелось и немало друзей Хаджимурада, которые должны были считать его кровником и изменником Имамата, подлежащим убийству. Более того, на родине у Хаджиги осталось огромные земельные владения и множество родственников. В Стамбуле Хаджига и его семья заняли высокие посты в армии и спецслужбах Османской империи, что также себе трудно представить в случае если Порта имела дело с изменниками Имамата. В Стамбуле воины Имамата непременно добились бы осуждения его турецким судом или, в крайнем случае, линчевали бы - за надругательство над умирающим героем кавказской войны.
Скорее всего, мы имеем дело с сознательнымочернением и провокацией в отношении главы семьи, которая в концу ХIХвека, представители которой заняли очень высокие посты в армии и спецслужбах Османской империи. Дело в том, что «Хаджи-Мурат» — повесть Льва Толстого, написанная в конце 1890-х — начале 1900-х и опубликованная в 1912 году, после смерти писателя. Толстой собирал материал у офицеров российской армии и через ее кавказский штаб, расположенный в Тифлисе. В составе последних имелись как непосредственные враги ХаджигиЕлисуйского из семьи Шелковниковых, так и лица, считавшие необходимым очернить семью, которая к тому времени заняла важное место в турецкой армии, являвшейся извечным противником российских вооруженных сил.
[1] Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в ХII-ХIХ веках (очерки истории и ономастики). Махачкала, 2011.
[2] ЦИАГ. Ф. 1585. Оп. 1. Д. 5. Л. 13.
[3] Там же. Л. 13, 15об.
[4] ЦИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 30. Л. 265об.
[5] Там же. Л. 180об.
[6] ЦИАГ. Ф. 1585. Оп. 1. Д. 5. Л. 15об.
[7] Там же.
[8] Там же. Л. 131об.
[9]ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 14. Л. 64-65; Там же. Оп. 1. Д. 25. Л. 34.
[10]ЦИАГ. Ф. 1638. Оп. 1. Д. 10. Л. 17-17об.
[11]Там же. Л. 20.
[12]ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 5. Л. 38.
[13]Там же. Л. 38об.
[14]Там же. Л. 35.
[15] М.С. Неймат ошибочно прочла отмеченное нами имя как «Ж-т-у»: НейматМ.С.Указ.раб. С. 169.
[16]ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 9. Л. 62.
[17] См. Генеалогия елисуйских султанов… С. 326, и Г. елисуйских султанов (владетелей захурских)… С. 1121.
[18] См. подробнее об этом: Айтберов Т.М., Хапизов Ш.М. Елису и Горный магал в ХII-ХIХ веках (очерки истории и ономастики). Махачкала, 2011. С. 101-117.
[19] Генеалогия елисуйских султанов… С. 326.
[20]ЦИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 30. Л. 180об.
[21]Подробная информация об упомянутых выше обстоятельствах содержится в архивном деле «Переписка об изгнании из пределов России милиции полковника Гаджи-ага-бека Ляля-бек-оглы и сына его подпоручика Ади-Горкли-бека Гаджи-ага-бек-оглы за самовольный выезд из Россиии и переход в турецкое гражданство» (документы с 8 июня 1862 г. по 12 мая 1872 г.): ЦИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 30. Л. 1-274.
[22]Бурджаев Т. (Асиставишвили), Исаев С. (Датунашвили), Алибегов Б. (Моуравишвили). Трагедия грузин-ингилойцев. Тбилиси, 2003. С. 27.
[23]ЦИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 30. Л. 180об.
[24]Gövsa İ.A. Türk Meşhurları Ansiklopedisi. İstanbul, 1946. S. 353 (на турецк. яз.).
[25]Там же.
[26]ЦИАГ. Ф. 545. Оп. 1. Д. 30. Л. 180об.
[27]ЦИАГ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 10935. Л. 4.
[28]Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников Азербайджана. Баку, 2001. Т. II: Арабо-персо-тюркоязычные надписи Шеки-Закатальской зоны (XIV век – начало ХХ века). С. 140-141.
Автор: Марко Шахбанов, Тимур Айтберов