Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
О болевых точках республики, необходимости культурной интеграции диаспор, о том, что боевикам, не успевшим запачкать себя кровью, нужно дать шанс вернуться домой и строить мирную жизнь, а также о многом другом в интервью “Кавказской политике рассказал” мэр города Хасавюрт Сайгидпаша Умаханов. Он сообщил, что 19 ребят в хасавюртовском регионе уже вернулись и сдали оружие, получив гарантии того, что не будут убиты, что их права во время следствия не будут попраны.
В октябре прошлого года на самого мэра тоже было совершено покушение. Одной из причин называют адаптационную работу. Сайгидпаша Умаханов – один из авторитетных общественно-политических деятелей Дагестана, рассказал также о создании Аварской национально-культурной автономии и проблемах, которые эта организация будет решать.
Сайгидпаша Дарбишевич, какие накопившиеся проблемы побудили представителей аварского народа создать национально-культурную автономию именно сейчас?
Необходимость создания НКА назрела давно, поскольку существуют проблемы сохранения языка и культуры. Вопрос регистрации тоже решался не сразу. Это долгий процесс, с момента подачи документов прошел уже год. Первую причину необходимости создания НКА я уже сказал. Значительная часть молодежи не говорит на родном языке. Во – вторых, у аварцев богатое культурно-историческое наследие. Все это духовное богатство тоже нужно сохранить и передать молодому поколению. Надо сделать так, чтобы молодежь знала своих великих предков. Чтоб молодежь гордилась ими, знала, какой вклад они внесли в развитие своей родины. Нам есть, кем гордиться, а чувство гордости укрепляет единство. Для этого мы и создаем НКА, чтоб объединить всех аварцев.
Сейчас они разделены по районам и диалектам. Мы хотим объединиться, чтобы вокруг этой нации объединились и другие народы, для оказания помощи и поддержки, для борьбы с негативом. Вместе мы должны сделать нашу республику образцовой. Вот, собственно, для чего создается НКА. Как говорил Владимир Путин: «В России русские являются государствообразующей нацией». Так и в Дагестане – аварцы. На нас больше обязательств и ответственности за Дагестан и Россию. Мы, как самая большая нация, должны приложить максимум усилий, чтобы в республике не было проблем, не было террористов, чтобы здесь людей не убивали, не похищали, чтобы за них не требовали выкуп.
Да, действительно, история Дагестана малоизучена. Как собираетесь восстанавливать историческую память?
В нашем аварском комитете работают известные люди, профессора, академики. Они по всему миру собирают ценный материал об известных исторических личностях. По результатам исследований издают брошюры, книги. На этих книгах нужно учить и воспитывать молодежь. А-то получается, что кроме негатива они ничего не видят. Эту ситуацию нужно исправлять, возрождая наши лучшие традиции уважения к старшим, любовь к младшим. Здесь нет ничего националистического. Мы объединяемся, прежде всего, чтобы стать примером для других, для взаимоподдержки и взаимовыручки.
К примеру, в архивах и библиотеках Америки, Израиля и Грузии есть остатки библиотеки имама Шамиля, которые мало кто изучал. Мы нашли с ними общий язык и стараемся привезти сюда, хотя бы копии. Их получение позволит раскрыть многие белые пятна в истории нашей республики. По этим записям можно узнать намного больше о Шамиле.
Межэтнические земельные споры в местах компактного проживания аварцев, кумыков, чеченцев, лакцев
Какую роль будут играть НКА четырех народов, (аварцев, кумыков, чеченцев, лакцев) в урегулировании земельных споров в хасавюртовском регионе?
Я, как глава Хасавюрта, могу сказать, что в самом городе таких проблем нет. В Хасавюртовском регионе тоже нет проблем. Есть проблемы в Новолакском районе. Третьим Съездом народных депутатов ДАССР принято решение восстановить Ауховский район вместо Новолакского района. Но до сих пор этот вопрос не решен. Аварская автономия будет участвовать в решении этой проблемы только в рамках закона и только по справедливости, вместе с руководством Дагестана. Вопрос нужно решать с участием всех заинтересованных сторон.
В частности, аварская часть жителей сел Ленинаул и Калининаул Казбековского района против присоединения этих сел к вновь создаваемому Ауховскому району. А чеченская часть требует восстановить Ауховский район с включением в его состав указанных двух сел. Как на ваш взгляд можно разрешить этот спор?
Да проблема там существует. Но силовыми методами, митингами, вмешательством авторитетных лиц со стороны эту проблему решить невозможно. Джамаат этих сел сам должен решить, путем переговоров. Есть, конечно, разногласия. В этих селах сейчас большинство – аварцы, но нет такого человека, который не понимает проблемы чеченцев. Путем постоянных консультаций нужно найти взаимоприемлемое решение.
Образовательные проекты Национально-культурной автономии
Планируете ли зарегистрировать Аварскую национально-культурную автономию в ЮНЕСКО?
Такой необходимости нет. Если она возникнет, оргкомитет примет соответствующее решение. Мы можем внутри страны решать свои проблемы, поэтому выходить на международный уровень пока нет необходимости. Было также предложение первыми войти в Народный фронт страны. Но есть разногласия, одни хотят, другие – нет. Когда придем к общему мнению, тогда может и вступим в Народный фронт РФ. Это будут решать в оргкомитете, и одновременно вопрос будут ставить на съезде. Если примем такое решение, мы вступим в народный фронт.
Когда состоится съезд, и какие решения там будут приняты, помимо создания организационных структур?
Планировали в марте. Но оргкомитет решил перенести на июнь. Ближе к выборам мы проведем съезд и огласим своего кандидата в президенты от аварцев, от автономии.
Где НКА будет брать деньги, ведь для организации культурно-просветительских проектов нужны немалые ресурсы?
Есть у нас спонсоры, люди которые помогают. Они действительно заинтересованы, они видят эту работу, понимают, что от нее есть польза для дагестанцев, для аварцев. Спонсоры находятся, как внутри республики, так и за ее пределами, но все они россияне. НКА осуществляет свою деятельность на эти деньги.
Какие образовательные проекты планируете реализовать?
Наша делегация была в Азербайджане и в Грузии. Во-первых, мы уже выпустили диски с видео-курсами аварского языка для городских детей и детей, которые выросли в смешанных населенных пунктах, также мы разместили эти уроки в интернете на АварТВ.ру. Они плохо знают язык или вовсе его не знают.
Во-вторых, еще в прошлом году мы получили от Министерства образования полные комплекты учебников для трех аварских школ Кварельского района Грузии. Мы их отвезли еще в прошлом году. В ноябре с делегацией мы еще раз были в Грузии, объездили все школы, изучили ситуацию с преподаванием аварского языка. Решили пригласить оттуда учителей родного языка на курсы повышения квалификации.
Скорее всего, они приедут летом. Такую же работу планируем провести в Азербайджане. Сейчас мы хотим активизировать свою деятельность в Турции, где проживает большая аварская диаспора. Сейчас возникли благоприятные условия. Если до недавнего времени все обучение в Турции осуществлялось только на турецком языке, сейчас ситуация меняется. Уже открыты воскресные школы на аварском языке. В Турцию мы ездили большой делегацией с ансамблями, певцами, учеными, журналистами. Организовали полезную встречу. Мы объединяем всех аварцев не только в республике, но и в мире, чтобы принести пользу.
В Грузии были некоторые разногласия. Аварцам Кварельского района не разрешали строить мечеть. Наша делегация встретилась с министром по реинтеграции Грузии и многие вопросы были сняты с повестки дня. Грузинское руководство пошло навстречу почти по всем вопросам. Решен также вопрос асфальтирования дорог и газификации аварских сел.
В рамках исторической работы Аварская культурная автономия совместно с общественно-политической газетой «Миллат» на аварском языке запустила уникальный проект – «Сто великих аварцев, которые оставили след в истории». В хронологической последовательности будет издан двухтомник. О 30-ти личностях - выдающихся ученых, поэтах, полководцах уже собран исторический материал, написаны работы. Список продолжает пополняться. Когда дойдем до 50-ти, выпустим первый том. Осенью должен выйти первый том, который будет включать биографии знаменитых личностей с ХI по ХVIII века.
Нами уже собраны все имеющиеся варианты народного эпоса, посвященного разгрому Надир-шаха в ХVIII веке, которые были изданы в одной брошюре в начале этого года. Некоторые варианты были на аджаме (аварская письменность на основе арабского алфавита) и найдены в научных архивах. Сейчас сдан в печать сборник аварских стихов историко-религиозного содержания, которые были написаны в начале ХХ века на аджаме уроженцем Закатальского региона Тликазул Малла-Хасаном, убитым в 1929 г. Мы фактически заново открываем его для аварского читателя, поскольку, хотя в 1910 г. в Темирханшуре был издан сборник его мавлидов и стихов на аджаме, современному читателю о нем практически ничего не известно.
Кроме изданных в 1910 г. стихотворений, Марко Шахбанов нашел тетрадь с его стихами в библиотеке Джарской мечети. Специалисты, которые уже ознакомились с рукописью работы, высоко оценили творчество этого алима и поэта, думаю, его имя по-новому засверкает среди ведущих аварских классиков вроде Инхоса Алигаджи, Батлаичиса Чанка и других. Для лучшего изучения языка нашими земляками на Южном Кавказе мы планируем издать серию небольших брошюр со стихами современных аварских поэтов из Закатальского, Белоканского, Кварельского районов.
С Турцией, Азербайджаном, Грузией идет хорошая работа в тесном контакте. Мы хотим встретиться с аварской диаспорой в Ираке и помочь им в изучении родного языка. Мы могли бы дать им книги и все, что необходимо. Представители достаточно многочисленной диаспоры достигли больших успехов. К примеру, Мухамадпазил-паша Дагистани – аварец из села Чох был генерал-губернатором Ирака. Его дети, внуки – все военные, живут в Иордании и Ираке. Была встреча с внучкой экс-министра обороны из Иордании. Ее сын уже дослужился до генерала Министерства обороны.
Молодые ребята из организации «Вацлъи» предложили образовательный проект, который мы одобрили, выдали финансирование и помещение. Там открыт видео-портал Авар-ТВ, а в дальнейшем будет открыто интернет-телевидение на аварском языке. Уже запустили цикл мультфильмов на аварском языке о пророке Мухаммаде (сав), имаме Шамиле и т.д. Много интервью с выдающимися деятелями культуры.
Сейчас молодежь газеты не читает. Будут ли внедряться какие-то инновационные программы, обучающие игры?
Да, интернет и социальные сети пользуются большим спросом, нежели печатные издания. Естественно, в этом направлении и надо работать. Говоря об инновациях, сейчас мы заказали серию коротких видеороликов по истории, языку и так далее, в основном, для детей. Хотим выпустить народные песни на аварском языке, приглашаем хороших исполнителей, будем их озвучивать. Планируем выпуск брошюр об Умахане Великом, Абдурахмане Даниялове, о династии аварцев – военных в Ираке.
Проблемы этнических дагестанцев в Азербайджане
Вы считаете нормальным, когда в Азербайджане аварец не может говорить, что он аварец, лезгин не может говорить, что он лезгин?
Конечно, это не нормально. Например, когда поехали представители из оргкомитета в Грузию, сразу нашли общий язык. В Грузии по-другому относятся, там поддерживают в изучении родного языка. С Азербайджаном хоть и есть проблемы, ну я думаю, что мы общий язык найдем. Мы встретимся и с Президентом Азербайджана, я думаю, они будут не против, чтобы мы изучали свой родной язык. Там лезгин больше, чем в Дагестане, об этом говорят даже сами азербайджанцы. Мы всегда были братской республикой.
Проблему нужно решать на уровне руководства республики и руководства Азербайджана. Мы, со своей стороны, собираемся осуществлять проекты с общественными организациями. Говоря о совместных проектах, отметим, что в конце апреля мы намечаем совместно с азербайджанской общественностью Дербента провести мероприятия по увековечиванию памяти и благоустройству могилы генерала царской армии Балакиши Араблинского, который умер в 1902 году.
Одновременно хотим провести конференцию, посвященную ему. В мае в Закатале состоится аварский фестиваль, хотим помочь им литературой. В сентябре хотим провести дни аварской культуры в Тбилиси. В рамках празднования 90-летия Расула Гамзатова они переиздают «Мой Дагестан» на грузинском языке. Наша автономия переиздает шедевр грузинской литературы «Витязь в тигровой шкуре» на аварском языке. Там же проведем научную конференцию, посвященную культурно-историческим связям аварцев и грузин. Вообще, я думаю, что этими национальными вопросами будет заниматься Рамазан Гаджимурадович.
Он профессионал и специалист, а потому сможет найти общий язык с нашими соседями – с Грузией, и Азербайджаном. Рамазан Гаджимурадович поднял очень острую и злободневную проблему о реанимации аваро-кахетинской дороги. Мы всячески его в этом деле поддерживаем. Нужна прямая дорога из Махачкалы в Тбилиси. Еще в 2007 или 2008 году Владимир Путин, будучи в Ботлихе, говорил о необходимости налаживания прямой транспортной магистрали с Грузией.
Существует мнение, что в последние годы Министерство по национальной политике Дагестана прекратило работу по взаимодействию с этническими дагестанцами, живущими на севере Азербайджана. Как вы оцениваете роль этого ведомства и власти в защите интересов дагестанцев? Положение этнических дагестанцев – это результат упущения наших властей или произвол со стороны властей Азербайджана?
Я считаю, что это упущение наших властей. Есть представители от Республики Дагестан в Азербайджане, есть тесный контакт с руководством, и этим вопросом надо было заниматься раньше. Там крупные районы, населенные аварцами на 80% , и ни в одном из них нет главы администрации аварца. Нет газеты, театра, телевещания на аварском языке. В подавляющем большинстве школ с аварским контингентом учащихся не позволяют учить родной язык.
В Дагестане азербайджанцы живут лучше, чем аварцы в соседнем государстве. Мы относимся ко всем одинаково хорошо. А там, какое-то другое отношение, и, если разобраться, виноваты больше не они, а наше руководство и наша общественность. Мы должны были заниматься этим и выстраивать обоюдные отношения.
По линии общественных организаций, национально-культурных автономий можно наладить контакт, есть такие общественные структуры?
Есть и не только такие. Есть дагестанцы в АР, которые также могут помочь в этом вопросе. Мы можем поддерживать это и работать в этом направлении, и оказывать нужную помощь, снабжать литературой и т.д. Там много наших земляков, которые готовы спонсировать работу по развитию своей культуры. Нужна просто добрая воля руководства страны и организация этой работы.
Некоторые азербайджанские руководители в развитии национальных культур видят угрозу сепаратизма?
От руководства страны это зависит, от их политики. Допустим, в Турции отношение к нашим землякам зачастую лучше и доверительнее, чем отношение к самим туркам. В итоге, в Турции самыми патриотичными считаются именно наши дагестанцы. Когда мы подняли вопрос о проблемах белоканцев, закатальцев, к нашему удивлению, бывший чрезвычайный посол России Василий Истратов (в 2009 году ушел на другую работу) не имел представления, о чем идет речь, не знал, что в Закатальском, Белоканском, Кахском районах живут аварцы.
Поднимали вопрос приграничных лезгинских сел, и тут он абсолютно не владел информацией. Вот так игнорируются целые народы. Были даже такие моменты, когда где-то ущемляли права человека. Эти люди приходили к нашим представителям в Азербайджане, но они ничего не делали для них.
Таких людей нельзя поддерживать и ставить полномочными представителями. Все наши дагестанцы против кандидатуры, которая там находится, а его держат. Хорошая инициатива была о создании филиала ДГУ в Баку. Из-за отсутствия должной поддержки и внимания, филиал закрылся. Между тем он подготовил около 500 учителей лезгинского и аварского языков. Это была реальная поддержка для лезгин и аварцев Азербайджана.
Вы наверное помните, какие были разногласия по поводу Самура. На экс-президента Дагестана Муху Гимбатовича как только не воздействовали, чтобы он сдал дагестанские позиции по Самуру, Храх-убе, Урьян-убе. Но не смогли это сделать. Именно это и было началом того, что его надо было не оставить на второй президентский срок. Несмотря на то, что его снимали, он не подписал этот договор. Как только пришли те люди, которые связаны с олигархами, деньгами, не успели они сесть на кресло, так сразу все подписали и отдали Самур.
Дагестанские диаспоры за пределами республики обычно не делят себя на аварцев, даргинцев, кумыков и т. д. На Ваш взгляд, создание мононациональных организаций внутри Дагестана не будет расшатывать единство республики? Могут ли воспользоваться этим геополитические силы?
Сегодня почти у всех национальностей они есть. Первыми создали автономию лезгины. Они в Москве проводят съезды, конференции, встречаются с Президентом РФ. Они же в Москве зачастую решают и общедагестанские задачи. И аварцы также хотят развивать свою культуру. Это не националистическое движение, это не ополчение, а культурная автономия. Ко мне обращаются люди разных национальностей: и кумыки, и чеченцы, и лакцы, мы всегда сотрудничаем и всегда помогаем, чем можем. У нас общедагестанский проект, объединяющее начало, главной целью которого является лучшее познание народами друг друга в культурном плане.
Работа по возвращению из «леса» обманутых молодых людей
Борьба с экстремизмом для Сайгидпаши Умаханова – это борьба за жизнь каждого боевика, не запятнавшего себя кровью
В Хасавюрте работа по возвращению боевиков из леса продолжается?
Мы от автономии сделали обращение к молодым ребятам, которые были введены в заблуждение и находились в «лесу». Я возглавляю адаптационную комиссию в городе. Даже уроженцы других районов, оказавшиеся в подполье, вышли на нас. Есть доверие. Более 17 человек уже вернулись к мирной жизни. 19 марта восемнадцатый по счету боевик Деньгаев с оружием пришел к нам. Оказалось, что молодого человека просто ввели в заблуждение. Переговоры продолжаются, и есть надежда, что хотя бы еще 5 человек вернутся к мирному образу жизни.
Как удается войти в доверие?
Своим отношением. Мы им даем гарантию. Если они не совершали преступлений, если за ними нет терактов, убийств, мы обращаемся к ним. Призываем вернуться до того, как они будут вовлечены в преступную деятельность. Первыми ко мне пришли 5-6 человек чеченцев. Как только эти ребята вернулись, они стали нам доверять. Все сейчас потихоньку выходят из «леса». Даже спасти жизнь одному человеку очень многого стоит.
Теперь узнаю, что покушение на меня связано именно с активной работой по возвращению боевиков к мирной жизни. Когда работа по возвращению боевиков была налажена, когда начали с оружием выходить из леса, обращаться в адаптационную комиссию, на меня в прошлом году 12 октября было совершенно покушение. Читаю в интернете, якобы Доку Умаров издал приказ под номером 116, чтобы совершить на меня покушение из-за возвращения ребят из леса.
А есть результаты предварительного расследования?
Только то, что ответственность взял на себя Доку Умаров. Больше ничего нет.
По каким причинам люди уходят в лес?
Много причин. Есть преступники, которые скрываются от уголовной ответственности и продолжают преступную деятельность. Преступники выкупы требуют, детей воруют. Вы же помните, что у нас творилось. Есть молодые ребята, которые введены в заблуждение.
Еще одна большая проблема и одна из причин ухода в лес – сегодня молодых ребят из Дагестана не берут в армию. Вообще отказались от дагестанцев. Это тоже одна из причин. У ребят в таком возрасте романтика, они хотят, как им кажется, совершать мужские поступки, кто-то видит себя только в военной форме. Хочет карьеру делать, нужно дать ему такую возможность, пускай на службе Родине себя реализовывает, а не в лесу.
Есть чисто религиозные причины: салафиты, суфии не могут общий язык найти. Но в последнее время они, вроде бы, общий язык находят. В частности, в Хасавюрте они несколько раз проводили встречи.
Ну и есть, конечно, политические моменты, когда специально вмешиваются и финансируют этих людей, чтобы мы не могли спокойно жить. Плюс где-то кому-то нужны ордена, медали, звания. Такие моменты тоже есть. В погоне за званиями, орденами и деньгами они работают в этом направлении и пополняют нашими молодыми ребятами ряды боевиков. А когда нужно, вы, наверное, заметили, в течение двух-трех дней находят преступников и уничтожают моментально.
Например, после теракта у въезда в Хасавюрт, когда исполнителей сразу нашли и убили. А почему до этого не находили и не уничтожали, не принимали никаких мер? Еще одной причиной является ущемление прав молодых людей. Им подбрасывают незаконно оружие, наркотики. Вот эти озлобленные молодые ребята тоже уходят в леса.
По вопросу сближения салафитов и суфиев. Они одну истину поняли, что у них объединяющего больше, чем разъединяющего. Высокопоставленные чиновники говорили, что мы поддерживаем традиционную религию, и начинали ущемлять салафитов, которые тоже изначально агрессивными не были.
Государство становилось на сторону суфиев?
Вообще нельзя их различать. Надо относиться как мусульманин к мусульманину. Нельзя говорить салафиты и суфисты, одинаково надо требовать (соблюдения) законов конституции с каждого человека. Ту сторону, которую не будет поддерживать государство, их будет становиться все больше и больше. Сегодня такое положение по всей стране.
Хасавюрт – на границе войны и мира
Теперь о городских проблемах. Сейчас врио Дагестана дает оценку главам муниципалитетов. По Хасавюрту он еще не высказал свою позицию. Вы с ним встречались, обсуждали, какой итог был подведен? Как он оценивает вашу работу?
Это спросить надо у него, как он оценивает. Я не знаю, какие оценки он ставит. Я встречался с ним один раз, как только он приступил к обязанностям. Поговорили нормально. Да, он приезжал второй раз в Хасавюрт, в другие города, районы. Это по поводу антисанитарии во всех районах, городах. Это связано с зимой. Обычно зимой у нас не практиковалось, чтобы из-под снега убирать. В этом году снега не было, и все осталось на виду. Замечания были правильные, и это вроде бы все восприняли правильно.
Действительно, наша республика в очень плохом положении, везде грязь, мусор, средства на уборку не выделялись, этим особо не занимались. Первое, что сделал врио, взялся за наведение порядка и чистоты в республике. Все главы поддержали, и все замечания были устранены за короткое время. Я сейчас в отпуску, пока таких указаний не было. В дальнейшем будут, наверное. А за работу мы ответственны и обязательств с себя не снимаем.
Олигархам-кукловодам не места в Дагестане
Приграничное расположение города создает больше проблем или это конкурентное преимущество?
В конце 90-х город переживал сложные времена. Тогда одни принимали участие в боевых действиях просто так, другие за награды. Есть люди, которые защищали интересы Республики Дагестан. И есть люди, которые в тяжелые времена в республике не были, даже не знали какая здесь обстановка. И они возвращаются в Дагестан в тот момент, когда более или менее навели порядок. Они ставят непонятные вопросы. Да, Хасавюрт – это приграничный город. В непосредственной близости шли боевые действия.
Все военные проезжали через Хасавюрт. Более ста тысяч человек в первую и вторую чеченскую войну находились у нас как вынужденные переселенцы. Во всех учебных заведениях, во всех муниципальных зданиях. Представьте себе более ста тысяч человек, которые находились в Хасавюрте. И ни один человек нам не помогал, никаких спонсоров, никого не было. Мы сами восстановили все. Ни из федерального бюджета, ни из республиканского бюджета не помогали. Деньги из республиканского бюджета наоборот сокращали.
Это было связано с вашей оппозиционностью?
Были такие моменты, вы, наверное, помните, когда я был в оппозиции к действующему председателю тогдашнего Госсовета. Так получилось, что урезали бюджет, но в любом случае мы восстановили все своими силами с помощью наших друзей. Как только мы все делали, забывали о тех людях, которые имели заслуги перед республикой. Точно так же у нас есть олимпийские чемпионы, чемпионы мира, двукратные олимпийские чемпионы. Когда распределяются должности в Министерстве спорта, ни один человек заслуженно не попадает. И точно так же по другим службам. Такая ситуация у нас сегодня в республике.
Раньше, когда нужно было поддержать и защищать республику, не было никого, все разъехались, зарабатывали деньги и о Дагестане не думали. Сейчас они стали патриотами республики, хотят выкупить весь Дагестан, чтобы мы все на них работали. Но в любом случае это у них не получится. Справедливость восторжествует, народ все видит.
Сегодня они показывают себя красивыми и хорошими овечками с большими деньгами. Эти люди, которые научились деньги зарабатывать, неизвестно какими методами. Они сюда идут не для того, чтобы вкладывать свои деньги, а для того чтобы зарабатывать быстрые деньги. Грабить наш народ.
Это речь идет об олигархах дагестанского происхождения?
Другие же сюда не лезут.
Есть кандидаты в президенты Дагестана, которые на ваш взгляд достойны занять пост главы Дагестана?
Есть, конечно, но пока мы не будем его озвучивать. Должны быть всенародные выборы. Пока не дадут самим дагестанцам разобраться и выбрать президента, никогда порядка не будет. Должно быть доверие. Только президент, пользующийся доверием народа, будет заинтересован в работе. Он не будет служить каким-то олигархам и хозяевам, он будет служить народу, вот что нам нужно. Тогда власть будет легитимной.
В Хасавюрте, как и в других муниципалитетах, не хватает школ, как решается эта проблема?
Да в школах учатся в три смены. Но у нас не хватает не только школ, но и детских садиков. У нас строятся три школы. На их строительство каждый год выделяют примерно 2-3 миллиона рублей. Часть средств, которые должны выделять из республиканского бюджета задерживают. И проходит 15 лет, чтобы построить одну школу. Я 13-ю школу строю более 10-ти лет, еще не завершил. Это по республиканской программе, по федеральной программе легче, потому что вовремя выделяют средства.
Рынков в Хасавюрте становится больше или меньше?
Сейчас уже меньше. Раньше их было много, когда в Чечне после войны ничего не было. Вся чеченская республика занималась малым бизнесом у нас в городе. Сейчас они все переехали и рынков становится меньше. Сейчас уже строятся более современные торговые центры.
Источник:
Автор: Муса Мусаев