Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
В верховьях реки Курмух по дороге из Елису в Дагестан расположено селение Сарыбаш. Оно хорошо известно в аварском фольклоре как ЦIараки (авар. «[Место] разведения огня» и одновременно аналог старорусского термина «дым»). В частности, в такой форме оно упоминается в аварском эпосе «Разгром Надир-шаха» среди селений Закавказья, разрушенных войсками Надир-шаха. В нем рассказывается о том, что, желая отомстить за убитого брата Ибрагима, Надир-шах двинул войска на населенные пункты Цора, в частности говорится о Цараки и Закатале:
«Я дал гъолодесел рохьазде ана;
ЦIаракухъе ясал асир гьаруна.
Чи вихьун алапа бодуйги бикьун,
РещтIана Надиршагь Закаталанув.
Гъолода гьабураб гьезие гьабун.
Багъарана къажар Дагъистаналде».
Подстрочный перевод текста:
«Эти голодинцы в леса ушли;
В Цараки пленили девушек.
По числу воинов разделив войску оплату,
Остановился Надир-шах в Закатале.
В Голоде сделанное им тоже сделав.
Двинулось каджарство в Дагестан».
В пояснениях к тексту М.-С. Саидов, известный знаток арабоязычных источников по истории Дагестана, указывает, что ЦIараки – это «аварское селение в Цоре»[1]. Такое же объяснение топонима («аварский аул в Закавказье») дается и в других работах[2].
В этой связи уместно сделать небольшое отступление. По преданиям, аварское село Кахиб в современном Шамильском районе Дагестана было образовано аварцами из Кахи в Цоре (слово Кахи в историко-краеведческих работах по истории родного села кахибцы выводят из грузинского языка)[3]. Если же говорить всерьез о связях между жителями горного Кахиба и цорского Кахи, то, вероятно, можно сказать, что некоторые кахибские фамилии, образованы переселенцами из Кахского участка. В этой связи обращает на себя внимание сходство названий аварского (в прошлом) селения Цараки в Кахском участке и одной из пяти родственных групп Кахиба (авар. ЦIаракилал[4] – «царакибцы»?), фиксируемой в местных источниках[5].
Вызывает интерес и другое свидетельство миграции населения между центральной Аварией и сел. Сарыбаш. По данным Э. Нуриева – исследователя ономастики Шеки-Закатальской зоны АР, часть жителей Сарыбаша представлена потомками выходцев из аварского с. Гандах Хунзахского района, проживающими в одноименном «Гандахском квартале»[6]. «Гандахцы» эти живут также в селах Джарского (Гугам, Дартуказ) и Тальского (Боциб) обществ. Стоит отметить, что в Хунзахском районе ныне нет селения «Гандах», если под ним не подразумевается собственно сам Хунзах. Одновременно следует отметить, что в азербайджанских СМИ, есть данные 1986 г., что Ашуровы из сел. Сарыбаш являются по происхождению хунзахцами и имеют родство с наибом Хаджимурадом[7]. Таким образом, исходя из нескольких независимых источников, можно сделать вывод о происхождении из Хунзаха определенной части жителей Сарыбаш.
По данным Я. Махмудова Сарыбаш состоял исторически из 4 кварталов, названия которых, очевидно сознательно им искажены для их тюркизации: «Дар мехелле», «Гейнюк оба» (правильнее Гандах-уба), «Гюльсюм оба» и «Гезбарах мехелле» (правильнее Гудбарах)[8].
Помимо Цараки имеется и другое название Сарыбаша, получившее распространение в цахурском языке. Это Сарваг[9] или Сарвагел[10]. Этимология цахурского названия Сарыбаша неизвестна. Азербайджанское название (Сарыбаш) можно перевести как «желтая голова» или «желтая вершина»[11], хотя реальным природным особенностям расположения Сарыбаша это название не отвечает. Скорее, можно считать это название адаптированной под азербайджанское произношение формой исконного названия (Цараки, Сарваг).
Авторы, придерживающиеся версии о первоначальной цахуроязычности сарыбашцев, продолжают настаивать на том, что образование Сарыбаша стало следствием переселения части жителей села Цахур на южные склоны Главного Кавказского хребта[12]. К примеру, согласно Г. Гейбуллаеву, Сарыбаш основано в 1556 г. выходцами из дагестанского села Цахур[13]. При этом Гейбуллаев ссылается на А.И. Фон-Плотто. Пишет же этот автор, ссылаясь на устные предания, следующее: «Около 315 лет тому назад некоторые жители селения Цахур, отделившись от своего общества, переселились на другой склон главного хребта и основали селение Сарубаш»[14]. Такой же версии придерживается и Г.Х. Ибрагимов[15]. Однако мы имеем данныеначальника Закатальского округа А.С. Узбашева (1887 г.), согласно которым в Сарыбаше не знают «ни одного слова по-калтахски»[16] (авар. хъалтагъал – «цахуры»).
Одновременно приводится противоположное мнение, согласно которому название селению дало якобы «тюрко-монгольское» племя «сарыбашлар», прибывшие в Азербайджан в ХIII веке; позднее же, в середине ХVI века переселившиеся из Дагестана семьи увеличили население Сарыбаша[17]. В то же время согласно данным Закатальской сословно-поземельной комиссии (от 1869 г.), сами сарыбашцы заявляли, что «селение существует давно: лет 400 или 500; но оно прежде было в другом месте, в 1 версте от теперешнего селения. В новом селении есть мечеть с надписью (дается в Приложениях, №VIII. – Авторы.), из которой видно, что мечеть построена (точнее, «перестроена». – Авторы.) 270 лет тому назад. Стало тесно и вода снесла часть селения. Тогда часть наших переселилась и основала селения Елису, Кашкачай, Амбарчай, Амирджанло и 1 семейство в Ахчай. По преданиям известно, что предки наши выселились из Цахура. Не знаю, кто раньше выселились оттуда: лезгины или султаны и беки, но кажется лезгины»[18].
По словам сарыбашцев, «до русского правительства султаны над нами власти не имели. Власть их распространялась только на низовые карасуйские селения. Мы же султанов избирали и смещали. Податей не платили, но некоторая подчиненность (послушание) конечно была. Султаны выбирались непременно из беков. Беки владели населенными имениями, но по праву ли собственности или же по предоставлению от султанов, наверное не знаем. Мы знаем беков, происходящих от Али-бека; других не знаем. В нашей мечети есть надпись, гласящая, что постройка ее начата Шах-Гусейном 277 лет тому назад, сыном Ади-Горкли-бека; на другом камне, которому 212 лет, есть имена 4-х других беков, которые вероятно или закончили постройку или ремонтировали мечеть. Имен этих беков не помним.
Ади-гюрклия считают своим предком как Даниель-Бек, так и Гаджи-Ага-бек и Али-Султан-ушаги. Не знаем, кто из них прав; может быть все. Али-Султан-ушаги присваивают мечеть себе и раз, 10 лет тому назад, ее ремонтировали. Другой раз, 57 лет тому назад, ремонтировал ее какой-то Серкер-Гаджар-Бек, но из какого рода, не знаем. Теперь никто не ремонтирует. В прошлом году мы предложили Али-Султан-ушаги чинить, если они это не исполнят, то сами будем»[19].
Ниже приводим данные этнодемографического характера, опубликованные в ХIХ – начале ХХ вв. В 1831 г. «Сара-баши» состоял из 20 дворов, в которых проживало 35 семейств[20]. Позже в «Сарыбаше»было 100 и более дворов: 100 – в 1859 г. и 122 – в 1871 г. (799 жит., «лезгин-магометан»)[21]; 149[22] или 115[23] в 1873 г. По данным посемейных списков населения, составленных в 1886 г., Сарыбаш состоял из 132 дымов, в которых проживали 1039 чел.; все аварцы[24]. По данным переписи 1926 г. в «Сарыбаше» жило 192 семьи из 816 человек, все «цахуры»[25]. Позже Сарыбаш официально числится как азербайджанское селение.
Согласно данным К.Ф. Гана, в Закатальском округе конца ХIХ в. главный контингент населения после аварцев составляют «татары». По его словам, «в Елису и Сарыбаше… себя они, хотя это и неправильно, причисляют к лезгинам, но говорят по-татарски»[26]. Данное сообщение говорит о сильной языковой тюркизации жителей Сарыбаша и Елису, что отчасти явилось следствием этнического смешения населения в этом ущелье. Это подтверждают наблюдения самого Гана: «После двухчасовой езды мы прибыли в аул Сары-баш, расположенный у подножья перевала. Дома, построенные из шиферных плит, с плоскими крышами, террасами прислоняются к горе, вследствие чего аул близко походит видом на дагестанский. Жители довольно красивы собой, высокого роста, стройны, но без определенного общего типа и, по географическому своему положению, наверно смешанной крови»[27].
В самом деле, согласно архивным данным, в селении есть родственные группы разного происхождения, хотя и не так много: «в Сарубаше есть 8 семейств, имеющих участие (в пользовании летними пастбищами. –Авторы) с Ашага-Магальцами (сел. Елису. – Авторы). До Даниель-Султана были в нашем селении и неучастники, поселившиеся к нам из разных мест, из Казикумуха и проч., но после раздела мы их приняли в участники. В Елису живет 1 участник, 2 в Ках-баше и 2 в Кашкачае. Прежде они жили в нашем селении. Еще был 1 дым в Ахчае и 5 в Кашкачае, которые числятся у нас по камеральному описанию»[28].
По данным Я. Махмудова, население Сарыбаша состоит из следующих фамилий[29]:
На наш взгляд более достоверны полевые данные Э. Летифовой, согласно которым здесь проживало 11 тухумов: «Эфенди несли, Гарах ушагы, Гейдар ушагы, Назирмагомед несли, Софу ушагы, Зехир ушагы, Махмуд ушагы, Авлар (Авар-?) ушагы, Гаджи Халил ушагы, Осман ушагы и Гумух ушагы»[30]. Дагестанское происхождение двух тухумов достаточно очевидно (Гарах ушагы – «дети карахцев», т.е. аварцы из Карахского ущелья в Чародинском районе и Гумух ушагы – «дети кумухцев», т.е. лакцы из села Кумух).
В Сарыбаше имелась фамилия, члены которой являлись управленцами при елисуйских султанах. Таковым являлся Ахмад Мухтар-оглы, который был коллежским регистратором при кавказском наместничестве и управляющим Рутульского магала, который был передан в управление елисуйскому султану Даниял-беку. Ахмад в июне 1844 г. ушел в аварские районы Дагестанавместе с Даниял-беком, но вернулся оттуда, как и большинство сарыбашцев, в конце октября того же года. Сам он при показании вышеуказанных данных представился как «коллежский регистратор Молла Ахмад Сарубашский»[31].
При составлении посемейных списков 1886 г. в Сарыбаше оказалось 5 представителей (3 муж. и 2 жен. пола) бекского сословия[32].
Вплоть до настоящего времени в Сарыбаше сохранилась антропонимика, характерная для аварцев:Халаев Загид Чалаби(последнее – отчество); Дунусова Райганат Мусалав; Софиева Антика Асмалов; Шамилов Загид Омар.
Такая же антропонимика характерна и для села Джалаир Кахского района, жители которого являются сарыбашцами, переселившимися на свои кутанные земли в 1920-30-е годы. Во-первых, здесь сохранились фамилии, образованные от названий местностей, откуда вышли предки их носителей. К примеру, выходцы из Карахского ущелья носят фамилию Карахов. Потомки переселенцев из сел. Кара-тахида – джарского отселка в Закатальском районе – Караевы. Потомки азербайджанцев из Казахского района носят соответствующую фамилию – Газахов и составляют 2% жителей Джалаира. Выходцев из административного центра Лакского района – сел. Кумух по фамилии Кумуховы.
Рассмотрение антропонимики Джалаира в целом также оставляет впечатление дагестанского, прежде всего аварского, ее характера: Апбаев Али (от авар. диал. Апба – «дядя»), Асафов Хаджимурад, Хапизов Хапиз, Хусейнов Тарияв, Халикова Хажай, Халаева Патимат, Качаев Назир, Газиев Хаджимахаммад, Мирзаева Патимат Асмалав кызы, Насибова Яци (Яци – от авар. яц «сестра»), Софиев Гаджикавуз (цахур. имя – Къавуз), Тасилов Назир (фамилия от авар. диал. – «короткий, низкий»).
Сарыбашцы издавна расселялись по равнинным селениям Алазанской долины, не только в пределах Кахского района Азербайджана, но и выше по течению Алазани – в Кварельском, Ахметском и Телавском районах Грузии. Большей частью это потомки лудильщиков, оставшиеся в местах своих сезонных работ. Во время сбора полевого материала в Кахетии в июне 2011 г. выходцы из Сарыбаша были зафиксированы нами в верховьях левобережья Алазани, в селениях: Пшавели, Напареули и Квемо Алвани. В сел. Напареули это семьи сыновей Баази Дамадаева (авар. имя Дамада) – Эльдара и Элизбара. В Квемо Алвани – Мусы Закирова. В Пшавели – Ширинова Шамиля Ибрагимовича 1923 г.р., приехавшего в село во второй половине 1940-х годов и женившегося на местной жительнице – Елене 1933 г.р. Сейчас в Пшавели живет семья его сына – Ибрагима 1963 г.р.
[1] Надиршагь виххизавиялъул халкъалъул кечI (Авар халкъалъул эпос) / батIи-батIиял вариантаздасан текст тартибалде ккезабурав ва бакIарарав М. СагIидов. МахIачхъала, 1942. Гь. 8 (на авар. яз.).
[2] Алиев Б.Г. Борьба народов Дагестана против иноземных завоевателей. Махачкала, 2004. С. 378; Литературный Дагестан. Махачкала, 1947. С. 157-162; МагIарулазул халкъиял кучIдул / хIадурана С.М. ХIайбулаевас ва М.-К. Гьиматовас. МахIачхъала, 2001. Гь. 23 (на авар.яз.).
[3] ГIарипов ХI. НекIсияб ва ЦIияб КъахIиб. МахIачхъала, 2000. Гь. 5 (на авар.яз.).
[4] Состоят из 11 фамилий (авар.рукъ): ИмахIолал, Мансурилал, ГIалачал, ХIайсилал, ГIенкIудалал, ЦIунлал и т.д.
[5] ГIарипов ХI. Указ.раб. Гь. 23.
[6] Нуријев Е.Б. Азəрбајҹан ССР Шəки-Загатала зонасынын топонимијасы. Бакы, 1989. С. 30 (на азерб. яз.).
[7] Исмаилгызы У.Верный наиб в ожидании сахиба // www.ann.az. 27.02.2012 г.
[8] Предисловие Я. Махмудова к монографии Летифовой Э. Илисуйское султанство. Баку, 2010. С. 14.
[9] Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык… С. 7.
[10] Летифова Э.М. Северо-западный Азербайджан... С. 34.
[11] См. Ган К.Ф. Указ.раб. С. 63; «Сары-баш», по его словам, «означает или желтая голова, или желтая вершина».
[12]Гусейнов Ф.М. Указ.раб. С. 26.
[13]Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана… С. 86.
[14]Фон-Плотто А.И. Указ.раб. С. 11.
[15]Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык… С. 3.
[16] Свод статистических данных о населении Закавказского края… С. 62.
[17]Azərbaycan toponimlərinin ensiklopedik lüğəti.II cild.S. 175.
[18] ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 5. Л. 131.
[19] Там же. Л. 131об.
[20] Яишников Т.Н. Указ.раб. С. 304
[21] В. Н. Население Закатальского округа по народной переписи 1871 года // ССКГ. Вып. VI. Тифлис, 1872, Отд. III. С. 55-57
[22] Линевич И. Указ.раб. 12.
[23] 860 жит., в т.ч. 2 семьи, состоящие из 12 чел. относились к привилегированному сословию. См. Сведения о количестве народонаселения в г. Закаталах и Закатальском округе // ССКГ. Вып. IХ. Тифлис, 1876, Отд. IV. С. 52-54.
[24] Свод статистических данных о населении Закавказского края… С. 1, 49.
[25] Список населенных мест Азербайджана по данным переписи 1926 г. АзЦСУ. // Рукописный фонд ИИАЭ. Ф. 1. Оп. 1. №482.
[26] Ган К.Ф. Указ.раб. С. 58-59.
[27] Там же. С. 63.
[28] ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 5. Л. 133.
[29] Летифова Э.М. Северо-западный Азербайджан... (Вступление Я. Махмудова). С. XXI.
[30] Летифова Э.Илисуйское султанство… С. 162.
[31] Рапорт командира отдельного кавказского корпуса генерала от инфантерии А.И. Нейдгардта военному министру генералу от кавалерии А.И. Чернышеву о деятельности Данияель-бека в Дагестане // Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством Имама Шамиля. Сборник документов. М., 2005. С. 328-329.
[32] Свод статистических данных о населении Закавказского края… С. 1, 49.
Автор: Шахбан Хафизов