Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад:  |  |
Главная » История » Агчай / Кахаор

Агчай / Кахаор

Агчай / Кахаор Селение Агчай/Кахаор расположено в долине одноименной реки, являющейся правым притоком реки Курмух, т.е. в предгорьях Кахского района АР.

Название селения на азербайджанском языке – Агчай – означает «белая река». Обусловлено оно цветом камней, образующих фактически русло реки, на берегу которой расположен Агчай. Закавказские аварцы, чей язык был в прошлом распространен в Курмухском ущелье, называют селение КахIа-гIор или в переводе – «белая река».

Наряду с прозрачной и общепринятой этимологией обоих названий («белая река») появляются и более оригинальные: согласно Н.Г. Мамедову название селения означает «близ текущей реки»[1].

Точное время основания селения Агчай определить довольно сложно. К примеру, наиболее древнее датированное захоронение – это могила Магди, сына Ибрагима, умершего в 1152 г. хиджры (1739/40 гг.)[2]. С другой стороны, рядом с Агчаем сохранились остатки старинной крепости ХVI-ХVII вв., известные теперь под названием «Оглан гала – Гыз гала» (азерб. «Парня крепость – девушки крепость»)[3].

Об основании Агчая также сохранились противоречивые данные. Согласно одним, «с увеличением населения часть елисуйских лезгин основала Ахчай»[4]. По другим же данным, «говорят, Агчай основан раньше Елису выходцами из Цахура и из Ахтинского ущелья»[5].

Раньше чем Елису, конечно, Агчай не мог быть основан, но все же понятно, что его основание следует датировать не позднее ХVII в.На такую мысль наводит то обстоятельство, что согласно преданиям сарыбашцев, в самом начале ХVII в. («270 лет тому назад»), во время переселения части их жителей в нижние селения, одно семейство переселилось и в Агчай[6]. Стало ли это переселение основанием Агчая – неизвестно.

Прояснить ситуацию с происхождением агчайцев помогают данные Закатальской сословно-поземельной комиссии, согласно которым в 1869 г. в Агчае имелось41 хозяйство. Из них:27 дымов «агчайских лезгин», говоривших, как известно из данных ХIХв. на аварском языке;10 дымов– выходцев из Горного магала, переселившихся в Агчай в 1852 г., и 4 семействабеков, т.е. опять же авароязычных елисуйцев. В числе же отмеченных выходцев из Горного магала – 3 дыма происходя из цахурского сел. Сюгют и 7 дымов из цахурского сел. Хиях[7]. То есть в 1869 г. в Агчае было 31 хозяйство коренных агчайцев и 10 хозяйств цахур из Хияха и Сюгюта. Кстати, о проживании в Агчае «некоторого количества» цахур писал и Г.Х. Ибрагимов[8], причем, по личному его сообщению, они являются выходцами из сел. Хиях. Если эта его информация подтверждается, того же нельзя сказать о другом его утверждении насчет вхождения Агчая в «Цахское общество наряду с самим Цахуром и его отселками (Хиях, Миких, Сюгют, Муслах) в Горном магале»[9], поскольку Агчай был частью Елисуйского султанства.

По данным всесоюзной переписи 1926 г., в «Агчае» жило 42 семьи (167 жит., все «цахуры»)[10]. В то же время начальник Закатальского округа полковник А.С. Узбашев в письме от 2 сентября 1887 г., направленном в адрес Кавказского статистического комитета, говорил, что «в настоящее время» жители Агчая не знают «ни одного слова по-калтахски»[11] (от авар. хъалтагъ – «цахур»).

Если ситуация с цахурами, составлявшими во второй половине ХIХ в. около 25% жителей Агчая, проясняется, то что же мы можем сказать о коренном населении Агчая? По данным посемейных списков населения, составленных в 1886 г., Агчай состоял из 34 дымов (205 жит., все аварцы; из них 18 – бекского сословия)[12]. В качестве дополнительного аргумента, раскрывающего причины функционирования аварского языка в Агчае выступает здесь колофон– концовка рукописи 1809 г. В нем прямо говорится, что в начале ХIХ в. один из агчайских «кварталов» закавказские тюрки именовали «голодинским» (Къолодалар)[13]. Голодинцы же являются субэтносом аварского народа, сформировавшимся в северной части современного Закатальского района, т.е. в горной части Джарскоу республики из коренных или закавказских аварцев, а также переселенцев из горной Аварии – из пределов современного Дагестана.

Согласно И. Линевичу, в Агчае жило 9 бекских семей[14]. Беки Агчая являлись родственниками Хаджиги Елисуйского и принадлежали к фамилии «Наджаф-ушагы» (авар. – Нажапилал), которая имела земли в Алмало, Шихларе, Бахтала и других местностях Елисуйского султанства[15]. Названием своим бекская фамилия эта обязана своему основателю «Наджаф-беку». Известно, что его сына звали Мухаммад, а далее – через неизвестное количество поколений - следует за ними Кичи-хан, чьим сыном был Ибах, затем Паша-бек и далее Зиад[16].

Самым богатым агчайцем и главой бекских семейств Агчая в конце ХIХ в. являлся Цетав-бек (авар. ЦIетIав – «голубоглазый блондин»). Ему в самом селении принадлежала пашня на 10 тагар посева, которую он сдавал в наем[17]. Кстати, у М. Неймат встречается упоминание о могиле Нушабе «правнучки дочери паломника «Ж-т-у бека» (правильнее ЦIетIав-бек), которая умерла в 1322 г. хиджры (1904-05 гг.)[18].

Кстати, в начале ХIХ в. население Агчая/Кахаораподверглось эпидемии чумы, которая заметно уменьшила количество его жителей, что создало, в свою очередь, ситуацию для переселения туда беняков из селений Горного магала. Упоминание об этой болезни встречается в письме елисуйского султана Ахмадхана к генералу Ртищеву: «Чума показалась в 4-х наших деревнях: Муслагъ, Секутъ, Агчай и Кахбаш»[19]. Письмо не датировано, но ориентиром является упоминание сражения, происшедшего 11 июля 1813 г. (между Сурхай-ханом Казикумухским и его родственником Аслан-ханом), о котором как о недавнем событии доносит султан Ахмадхан.

В 1831 г. «Ах-чай» состоял из 20 дворов, в которых проживало 27 семейств[20]. По камеральному описанию 1859 г. – 27 дымов; по народной переписи 1871 г. 31 дым (147 «лезгин-магометан»)[21]; данные 1873 г. – 35 дворов[22]. По камеральному описанию 1873 г. село состояло из 51 дыма (217 жит., в т.ч. из привилегированных сословий – 24 чел.)[23].

Коренная антропонимика села, характерная для дагестанцев: Мисидий, Хурупари, Рукият, Газимахаммад, Пари, Умахан и т.д.

Резюмируя отметим, что селение Агчай/Кахаор входит в число тех населенных пунктов, которые исторически числясь «лезгинскими», являлись авароязычными общинами Закавказья, в которых аварский язык сохранялся вплоть до конца первой четверти ХХ в.



[1] Мамедов Н.Г. Ойконимы, отражающие некоторые черты природы Азербайджанской ССР // Материалы докладов II научной конференции, посвященной изучению топонимии Азербайджанской ССР. Баку, 1981. С. 37.

[2] Неймат М.С. Указ.раб. С. 89.

[3] Официальный сайт Минкультуры и туризма АР: www.mct.gov.az (Инвентарный номер: 4568).

[4] Линевич И. Указ.раб. С. 12.

[5] ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 5. Л. 36.

[6] Там же. Л. 131.

[7] Там же. Л. 35.

[8] Ибрагимов Г.Х. Цахурский язык… С. 3.

[9] Там же. С. 7.

[10] Список населенных мест Азербайджана по данным переписи 1926 г…

[11] Свод статистических данных о населении Закавказского края… С. 62.

[12] Там же. С. 1, 49.

[13] Приложения. Записи различного содержания. № II.

[14] Линевич И. Указ.раб. С. 13.

[15] ЦИАГ. Ф. 236. Оп. 2. Д. 5. Л. 38.

[16] Там же. Л. 38об.

[17] Там же. Л. 35.

[18]  М.С. Неймат ошибочно прочла отмеченное нами имя как «Ж-т-у»: Неймат М.С. Указ.раб. С. 169.

[19]  АКАК. Тифлис, 1873. Т. V. С. 574-575.

[20] Яишников Т.Н. Указ.раб. С. 304.

[21] В. Н. Население Закатальского округа по народной переписи 1871 года… С. 55-57

[22] Линевич И. Указ.раб. С. 12.

[23] Сведения о количестве народонаселения в г. Закаталах и Закатальском округе… С. 52-54



Автор: Шахбан Хафизов

Опубликовал(а): nkaa, 22-04-2014, 18:40. Просмотров: 3991
( Всего голосов: 5 )
0
Уважаемый посетитель, в данный момент Вы зашли на этот сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Онлайн перевод

аварских слов на русский

и иностранные языки и обратно

Панель управления
авторизироваться через:



Последние комментарии
    Нет комментариев


Оцените работу сайта

Лучший из новостных
Неплохой сайт
Устраивает ... но ...
Встречал и получше
Совсем не понравился