Какил гIуж МахIачхъалаялда жакъад: | |
|
||
Территория современного Бабаюртовского района после нашествий монголо-татар и войск Тимура в ХIII-XIV вв. долгое время пустовали. Только в зимнее время здесь скапливались огромные отары мелкого рогатого скота, пригоняемые с аварских селений. Кроме них здесь располагались и ногайские кочевья.
Даже в первой половине ХVIII-го века территория этого региона не имела постоянного населения. К примеру, А.И. Лопухин, ехавший в 1718 г. через современный Бабаюртовский район, упоминает на этой территории только ногайцев (он проезжал от места расположенного в двух верстах выше впадения Сулака в море и прямо к Кизляру) и то кочевых, а о постоянных поселениях он вовсе не упоминает, хотя его рассказ отличается подробностью в описании местностей, через которые он проезжает[1]. В описании И.-Г. Гербера (1728 г.) Бабаюртовский район («от Терека до устья реки Сулака»)упоминается как территория, не имеющая постоянного населения: «Сей пустой уезд (незаселенный), в котором ни деревни, ни жителей, кроме ногайцев, которые, бывают, тамо кочуют»[2].
Кроме ногайских кочевий здесь имелись и кутаны аварских селений, о чем свидетельствуют данные авторов ХIХ в. Аварцы «сгоняют свои овечьи стада на равнины в зимние месяцы, пока горы не обнажатся от снега»[3]. Осенью «степь» ныне Бабаюртовского района «наполняется барантою, пригоняемою сюда на зиму с Тавлинских гор»[4]. К примеру, ногайское селение Мужукай Бабаюртовского района основано на месте аварского кутана, от которого осталось только разрушенное кладбище, называемое местным населением «Тавлажи» (Тавлу-Хаджи). Происшедшее в 1742 г. землетрясение поглотило весь кутан, от которого осталось только кладбище[5]. Весь север Бабаюртовского района по правую сторону реки Терек, ныне известный как Шава, был покрыт сетью кутанов Чиркея и других аварских селений уже с XVII в.
Только к концу ХVIII в. данная территория обретает постоянное население. Якоб Рейнегс, служивший в 1780-х гг. в Тифлисе и Астрахани, дает наиболее ранние сообщения о наличии на территории Бабаюртовского района постоянного населения: «От устья реки Терек к югу по приморским берегам между болот и лесов, называемых карагач, а коих река Акдаш-суи теряет свое течение до самые реки Койсу, находятся еще некоторые татарские и кавказские поколения, которые в сей стране со стадами своими кочуют и столь часто жилища свои переменяют, сколько нужда требует. Поколение Девлет-Керай и Арслан-бей до 800 семей простирается. А миргайские (на самом деле – чиркейские; ошибка, связана, возможно, с переводом письменного текста в наборный – прим. Ш.Х.) и кайтугские (бавтугайские (от авар. Дайтухъ); ошибка того же характера – прим. Ш.Х.) пастухи щитают 230 шатров, а селения, происшедшие от карабулаков и ингучей, заключают в себе 1200 домов»[6]. «Девлет-Гирей» и «Арслан-Гирей» - ногайские князья, жившие в конце ХVIII – начале ХIХ вв. на реках Зеленчук и Кучипс, среди черкесов[7].
Кроме того, этот же Рейнегс пишет, что на берегу реки Сулак, при выходе ее из горного ущелья на равнину расположены аварские «деревни Миедли и Циергут, [каждый] из 600 дворов состоящие, из коих некоторые вдоль по реке Койсу даже до самых морских берегов простираются, которыя кроме земледелия должны еще иметь присмотр за кораблями, при берегах их разбитыми, ибо шамгал пользуется частию следующего ему по праву набережному. Циергут прежде называлось Иран-Калеси, стены старой нагорной крепости и теперь еще там находятся»[8]. Вероятно, миатлинцы и зубутлинцы в зимнее время жили на своих кутанах, расположенных на левом берегу Сулака, вплоть до Каспийского моря. Таким образом, на территории Бабаюртовского района, в 1780-х гг. проживало около 800 семей кочевых ногайцев, а также 1200 семей ингушей и родственных им карабулаков, живших между ними и чеченцами, а также около 1430 семей саламеэрских (села Чиркей, Дайтух (Бавтугай), Миатли, Зубутли) аварцев.
Возникновение постоянных поселений в Бабаюртовском районе
Первоначально Эндирейское княжество состояло только из одного крупного поселения – Эндирей. Однако после разорения 23 июля 1722 г. войсками Петра I Эндирея[9], население начало постепенно расселяться в других местах, в т.ч. и Аксае. Аксай состоял как из населения, переселившегося из Эндирея, так и недавних переселенцев из Аварии и Чечни (к примеру, только за 1846-65 гг. в Аксай переселилось 303 семьи, из которых 189 – аварцев, 85 – чеченцев и 20 – аккинцев[10]). В августе 1825 г. Старый Аксай был разрушен и основан на современном его месте расположения. Однако часть жителей Аксая, состоявшая из аварцев, переселившихся ранее из Анди и окрестных селений, укрылась в лесах, на правом берегу Терека. Два года они провели в этих лесах, а на третий разлив Терека разрушил их турлучные жилища. Тогда они переселились подальше от Терека на место, где позднее выросло селение Хамаматюрт Бабаюртовского района. Таким образом, Хамаматюрт был основан в 1828 г. андийскими аварцами. Эти сведения основаны на преданиях, рассказанных учителем Хамаматюртовской школы Хайбулой Даибовым и уроженцем Аксая Рашидбегом Исламовым. Со слова Даибова, уроженцы Анди проживали и в Аксае (Кадыраджиевы). Краевед Бадрудин Мирзоев пишет, что в 1970-х гг. встречал Шарапудина Кадыраджиева, который подтвердил достоверность этих данных[11].
Самые старые селения Бабаюртовского района, в большинстве своем возникли в 1820-30-х гг. путем переселения из старого Аксая, разрушенного русскими войсками в 1825 г.
Дибираул, ставший Бабаюртом
В 1279 г. х./1862-63 г. переписчиком, указавшим себя как «Дибирилав из Бабайурта» была переписана рукопись «Хашийат Дауд»[12]. Обращает на себя внимание обозначение переписчиком себя не в форме имени собственного, а отчества и притом в типичной для аварского языка форме – Дибирилав (Дибирович, т.е. сын Дибира). Аварское и само имя, в переводе означающее «муллу» или «имама мечети». Данный Дибирилав и его брат, оказывается были основателями двух крупных селений – Бабаюрт и Татаюрт.
Согласно преданиям, сохранившимся среди Дибировых и записанным Дибировым Дибирсолтаном Данияловичем (житель с. Бабаюрт, краевед-любитель, ветеран труда, кавалер ордена «Знак почёта»), генеалогия братьев Магомеда и Тота Дибировых в 5-м колене исходит к Дибиру – сподвижнику Султан-Махмуда, выходцу из Салатавии, ставшему потом сала-узденем. Еще сам Дибир, оказывается, получил обширные земли в районе между реками Терек и Сулак. По словам Дибирсолтана Данияловича (данные им почерпнуты из ЦГА РД[13]), Тота Дибиров родился в селении Аксай в семье первостепеного сала-уздена Дибира Дибирова, в 1794 г. и умер в 1868 году в возрасте 74 года. Магомед Дибиров был старшим братом Тота Дибирова и умер в Бабаюрте в 1833 г.
С 1819 года начинается создание Магоматова Моста. Согласно грамоте, выданной генералом Ермоловым в 1819 г. «от Бувгана (т.е. плотины, которая была сделана для направления р. Аксай на восток) до самого моря предоставил в распоряжение Узденя Магомата Дебирова с родственниками для устройства моста через р. Аксай по Кизлярской дороге на Казиюрт, на что и выдал от себя грамоту». «Магоматов Мост» должен был стать опорным пунктом на военном тракте, продолжающем Кавказскую Линию (тракт-почтовая дорога) «среди дороги, идущей из Кизляра в Казиюрт .... потому что место, где должна производиться эта работа находится в степи подверженной хищническим нападениям».
Магомед Дибиров жил в этом селе, названном его именем, до конца своей жизни, наступившей в 1833 году. По архивным сведениям, «он первый выстроил мост служащий главным нашим сообщением с Шамхальством Тарковским». 2 ноября 1831 года Имам Гази-Мухаммад с 900 всадниками возвращаясь ночью из похода на Кизляр, сжёг Магоматов Мост, но он вскоре был восстановлен. Укрепление было в форме квадрата, обычно их окружал ров, вал с колючками, с той стороны, где ждали нападения, ворота были стальными.
Различные варианты обозначения отражают историю его развития: Магаматов пост, Деревня Дибирова Магамата, Дибир-аул и т.д. Как пишет Казихан Казанбиев, вначале в Дибир-ауле или Магометовом Мосту находились всего 5-6 хозяйств. Жило население на сборы от проезжавших через мост путников, продажей рыбы и другой хозяйственной деятельностью. После известных событий 1825 г. в старом Аксае, а также после реформы 1861 г. сюда начали переселяться новые жители и село значительно разрослось. Находилось оно южнее нынешнего животноводческого комплекса совхоза «Дагестан».
Также стоит отметить, что командир отдельного Кавказского корпуса в 1836 г. предписывает приставу «поселить аксаевских, эндиреевских ногайцев на реке Камбулатке, у Магометова моста, и местности Тотраз». Здесь они были поселены наряду с аксаевскими жителями, населявшими в основном поселение Бабаюрт, располагавшимся рядом с Магометовым Мостом. На нынешнем, теперешнем месте современного Бабаюрта в 1825 году поселились выходцы из квартала 3ахавул села Аксай во время его переселения после разрушения села Аксай в 1825 году.
Старое селение Бабаюрт располагалось на левом берегу реки Ямансу, по дороге из Хасавюрта в Аксай. Согласно тексту прошения сала-узденя Алхамата Кандаурова – потомка гелбахского нуцалчи Бегава – от 22 октября 1864 года: «В Аксаевском участке на берегу реки Яман-Су, находится участок Бабаюрт, на котором была деревня прадеда моего по матери, Аксаевского узденя Баба Сеитова, а сему последнему была подарена земля эта в неотъемлемое и потомственное владение от Аксаевского князя Муртазали Капланова, по примеру тому, как получают землю от князей и владеют ими бесспорно некоторые из кумыкских узденей». Изображён этот Бабаюрт на дорожной карте 1842 года, возле сёл Бамматбекюрт, Османюрт на левой стороне Яман-Су. В поземельных спорах отражены имевшиеся в этих местах участки земель и у Дибировых, и у Каплановых что может говорить о связях обеих Бабаюртов.
После сильных паводков и наводнений 1906-1908 гг. на реках Акташ и Аксай жители Магомедова моста были вынуждены оставить свое место жительства и переселиться в Бабаюрт. А до этого переселения по данным Всероссийской переписи населения 1896 г. в Магомедовом мосту проживало 165 человек, в Бабаюрте — 410. Тем самым Бабаюрт вобрал в себя население Магоматова Моста (Дибировки) и Каплановки. Бабаюрт стал крупным поселением, состоявшим из двух частей: кумыкский аул (западная часть) и ногайский аул (восточная), разделенные примерно по бывшей улице Комсомольской.
Татаюрт или Эйгенгейм
Как пишет Дибирсолтан Дибиров, по родословным сказаниям Дибировых и данным Государственного архива РД, селение Татаюрт (изначально Тотаюрт), основан в середине 1820-х гг., Тота Дибировым[14]. Там же имеется карта и межевой план дачи «Тотаюртовский» узденя корнета Тота Дибирова. Сохранились сведения, что в 1849 г. Тота, сын Дибира купил у других лиц принадлежавшие ранее ногайцам «самые лучшие земли из тех мест, в которых мы обитали и на которых пахали»[15]. В 1864 г. была обмежевана «дача Тотаюрт, принадлежащая узденю, корнету Тота Дибирову, в количестве 1010 десятин земли». Под дачей в ХIХ в. имели в виду сельхозугодья, на которых построены жилые здания. Согласно данным конца ХIХ в. в селении помимо родни самого Дибирова, жили кочевые ногайцы, которые видимо окончательно не обвыкли к оседлой жизни.
По данным об истории селения, опубликованной на официальном сайте Татаюрта, селение основано в середине XIX в. аксаевским первостепенным узденем Тота Дебировым. Имя его оно носит и поныне, но после заселения в 1900 году немецкими переселенцами из Бессарабии стало известно под названием Эйгенгейм. Ими было приобретено 2000 десятин земли. В колонии имелась школа. В 1914 г. в колонии проживало 458 человек. Немецкое селение было разорено и покинуто жителями в 1918 г., в результате чеченского набега. После окончательного установления Советской власти, части жителей вернулась. Но в 1944 г. все немцы и чеченцы, переехавшие в 1920-х гг. были выселены в Казахстан и Среднюю Азию. После выселения немцев в 1944 г. селение получает название совхоз имени 15 лет ДАССР, а впоследствии Татаюрт. Селение заселяется кумыками и ногайцами. После реабилитации в село вернулось несколько немецких семей, а также здесь поселились вернувшиеся чеченцы[16]. Сейчас в Татаюрте живут ногайцы, кумыки, чеченцы, аварцы и другие народы Дагестана.
Сведения Дибирсолтана Дибирова о своем тухуме
Как рассказывали старожилы, Тота родился недоношенным и был совсем маленьким, и его держали в папахе до возраста 5-6 месяцев. Когда же вырос, он стал мужчиной крупного телосложения, с крепким здоровьем, мужественным с сильным характером. Физически сильный и с ясным умом, он все делал по-своему, умел других подчиняться собственной воле. В архивных материалах характер Дибирова так и охарактеризован: «сдирчивый, кипучий». Он организовал и возглавлял строительство нынешнего канала «Тотаюртовский», «для орошения пастбищ и пахотных земель, пойла скота и для бытовых нужд населения». Тогда не было артезианских скважин и колодцев было мало. Грунтовая вода лежала на глубине 7-10 метров и в основном бывала соленой. Тота нанимал много рабочей силы. Верхом на коне указывал, где устанавливать маяки по траектории будущего оросителя, которого народ и назвал его именем «Тота татаул». Хотя рельеф местности и равнинный, он имел определённые возвышенности и низины. Почти по всей территории пересекались старые русла реки Аксай. А ороситель, как известно, должен проходить по возвышенным участкам и с равномерным уклоном. Незначительная ошибка стоила огромного и изнурительного ручного труда плюс немалых затрат. Поэтому данное строительство требовало неимоверного напряжения, усердия и настырности. Тота-татаул брал своё начало от Захь-татаула около селения Бабаюрт, точнее в районе нынешнего кафе «Междуречье» (шлюзы Бийболат агъава). А Захь-татаул это нынешний канал «Бабаюртовский», который был построен жителями Захьаула селения Яхсай, для полива своих земель в этих местностях. Когда в 1930-х годах, так же вручную строили канал «Им. Дзержинского» использовали именно трассу Тота татаула от селения Бабаюрт до селения Тотаюрт. Это говорит о том, что Тота и его сподвижники, не имея специального мелиоративного образования и приборов (теодолит, нивелир) очень грамотно определили трассу будущего оросителя Тота татаула. Впоследствии, в 1980 годах, трасса канала им. Дзержинского была корректирована и выпрямлена мощной техникой. Таким образом канал им. Дзержинского приобрёл нынешний вид. Строительство Тота-татаула длилось целое лето, продолжалось осенью и зимой, так как к весне нужна была поливная вода для полива посевов, пастбищ и других нужд.
Тота Дибиров с 1842 года начал первым разводить марену (красящее растение) на плоскости возле Магоматова Моста, а затем в Тотаюрте где был старшиной. Несмотря на его заслуги, был арестован несколько раз, сидел 14 месяцев в заключении в Дылымской башне.
Тота был строг и требователен как к окружающим, так и к себе и своей семье. Сам был исключительно трудолюбив, и ценил трудолюбие в людях. Порядочность смелость и честность были присущи ему с детских лет. В то же время в нём чередовались щедрость и жалость к слабым, особенно больным и сиротам. Эти черты характера не могли не отразиться и на членах его семьи. Внук брата Тоты, Магомеда Дибирова, тоже Магомед Дибиров (Мамам) впоследствии первый председатель Бабаюртовского ревкома (в 1920 г.) постоянно содержал сирот, обучал грамоте детей из бедных семей. Много фактов на эту тему приводил один из его учеников, ныне покойный Алхамат агъав, Камбулатов Ильяс из с. Каратюбе. Один из воспитанников Магомеда Дибирова, ногаец по национальности, Ахмеджан Мустафаев, рассказывал автору этих строк много эпизодов из жизни Тота и его племянника Магомеда. По его рассказам Магомед сам не садился за стол, пока жена не накормит сирот, которые были им усыновлены и жили, росли вместе с его детьми. По рассказам того же Ахмеджана Мустафаева, двери узденей Дибировых всегда были открыты для жителей и путников этих краёв. За это народ плоскости уважал и чтил их.
В Госархиве РД имеется такая запись от 8 декабря 1860 года, адресованная фельдмаршалу Барятинскому Л.П.: «по сведениям, имеющимся у меня, прапорщик Тота Дибиров, проживающий на Магомедовом мосту с причислением этой деревни к вверенному мне участку перешёл на жительство в собственную его деревню Тотаюрт, начальником участка деревни, которого он был прежде и есть теперь старшиной. О чём начальник кумыкского округа полковник кавалерии Клинчер донести честь имею».
Вышеупомянутая запись, вероятно, говорит о том, что Тота был в обществе персоной определённой значимости, если Барятинскому о его переезде с одного места жительства на другое докладывал начальник округа (или же за ним велось наблюдение). Но данная запись ещё раз подтверждает, что селение (деревня) Тотаюрт его собственность и он (Тота) является его основателем.
Согласно данным Госархива РД[17] у Тота семья состояла из жен Шекер и Баке; сыновей – Салимгерей, Алимгерей, Арслангерей, Мажидгерей и Закарья (Зака). Закарья родился в 1836 году и долгое время работал шариатским судьёй в с. Аксай. Его правнуки Дибировы Дибир, Табулду и Уллубий в настоящее время живут в с. Аксай. Из потомков Тота Дибирова в Бабаюрте живут: Дибиров Солтахан, автор этих строк Дибиров Дибирсолтан, его сыновья Адильсолтан, Даниял, Крымсолтан, Камал. Дибировы: Абдулгамид, Тимур, Нариман, Бозыгит. В Хасавюрте: Аташ, Батыр, Арслан. В Махачкале Рустамов Амир, Дибировы Имай, его сын Саид, Дибиров Юсуп, его сыновья Мажид, Руслан, а также сыновья Дибирова Магомеда Базалай и Дагир.
[1] Лопухин А.И. Журнал путешествия через Дагестан. 1718 г. // ИГЭД. М., 1958. С. 49-50, 58.
[2] Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря. 1728 г. // ИГЭД. М., 1958. С. 63, 64.
[3] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 202.
[4] Семенов Н. Туземцы Северо-Восточного Кавказа. СПб. 1895. С. 364.
[5] Нохманов А.К. Рассказы о селениях Мужукай и Янгылбай Бабаюртовского района Республики Дагестан. Махачкала, 2010. С. 11.
[6] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХIII – XVIII вв. Махачкала, 1992. С. 255.
[7] Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. М., 1823. С. 225.
[8] Дагестан в известиях русских и западноевропейских авторов ХIII – XVIII вв. Махачкала, 1992. С. 270.
[9] Курукин И.В. Персидский поход Петра Великого. Низовой корпус на берегах Каспия (1722-1735). М., 2010. С. 62.
[10] Хашимов М. Яхсай ва Яхсайлылар. Махачкала, 2004. С. 25 (на кумык. яз.).
[11] Мирзоев Бадрудин. Таш-Гечувалдаса лъутизе ккаразул ункъо росу // казият «Хъакъикъат». МахIачхъала, 28.04.2007 с. Гь. 17 (на авар. яз.).
[12] Алхасова Д.М. Дауд Хаджи ал-Усиши: жизнь и творческое наследие. Махачкала, 2006. С. 123.
[13] ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 3. Д. 4 (10.08.1866 г.).
[14] ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 2-4. Д. 29, 33; Ф. 236. Оп. 2. Д. 10.
[15] Оразаев Г.М.-Р. Тюркоязычная деловая переписка… С. 218-219.
[16] http://tatayurt.modnoshop.com/.
[17] ЦГА РД. Ф. 105. Оп. 2. Д. 36.
Автор: Шахбан Хапизов